ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ На главную



 

 

1. Гаэта

 

Возвращенное лето

под конец сентября -

эта крепость Гаэта!

Прилетели не зря

 

из угрюмого края

к нереидам: Нерей

шлет, трезубцем играя,

волны в скалы под ней...

 

Нереиды благие!

Чьим красотам дивясь,

за стихи и стихии

(загрустив, веселясь), -

 

за мечтавших о море

южном (живы - должок)

со слезою во взоре

выпьем граппы, дружок, -

 

за жида, эфиопа,

спящих в русской земле!

...Хорошо, хоть Европа

держит ноги в тепле.

 

 

 

2. Сперлонга

 

Не уместить шезлонга

горизонтально в ней:

крошечная Сперлонга -

сонмище ступеней.

 

Что-то из Лонга: Хлоя,

Дафнис, надои коз;

сельское и морское -

разуму вперекос.

 

Обзавелась решпектом:

лавки и бутюки, -

даже почти проспектом -

в три-четыре руки.

 

Местные ветераны

зорко сидят в тени -

и изучают страны

в лицах: чудны они.

 

Немцы, американцы

бродят туда-суда

(фотки-протуберанцы), -

праздные, ждут, когда

 

Дафнисова сиеста

кончится (ровно в шесть!),

Хлоя замесит тесто, -

и позовут поесть.

 

 

 

3. Неаполь

 

Испанское безумие на фоне

Везувия. Под скопищем аркад

миниатюрны клодтовские кони.

Сияет в небе бронзовый дукат.

 

Запущены фасады. Груды сора.

Кумиры мертвых рослы и грозны.

Всё скоро прахом скроется от взора.

Испепелится око. Канут сны.

 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Музей. Полголовы Веспасиана.

Огромный шар когда-то был разбит.

Но что ему до этого изъяна,

чудовищу, до каменных обид?

 

И что до нас ликующей Природе,

спешащей всё сметающей рекой?..

Приплывшему сюда на пароходе

Фетида емлет жребий - но какой!

 

 

 

РИМСКИЕ ДНИ

 

1. Circo Massimo

 

Прекрасного должно быть до фига:

и шествия, и скачки, и бега;

согнать со всей империи рычащих

зверей, вождей плененных и слонов -

и двинуть в ров, - основа из основ;

с улыбкой слушать царедворцев льстящих

 

и удовлетворенный рев арен.

А то, что ты - какой-то там Макрен,

Макрин, минутный повелитель Рима,

вчерашний всадник, завтрашняя снедь

ожесточенья, лучше не иметь

в виду; твоя судьба непоправима.

 

Сиди, смотри кровавые бои -

их любят все сограждане твои,

но распаленным этих зрелищ мало:

убить тебя - что кинуть конфетти! -

убить тебя - и бросить на пути

вступающего в Рим Элагабала.

 

Терпеть того в теченье лет пяти.

 

 

 

2. Palatino

 

Великое Ничто - то в мраморе крылатом,

то в золоте литом, - по храмам и палатам

расставленное здесь искуснейшей рукой

несметных мертвецов, несомых, как рекой

забвения, на миг явившейся минутой,

являет в суете красы свой облик лютый.

 

Не о глазницах терм реку - о полноте

Прекрасного, увы, подобной пустоте, -

о трепетной Пьете на фоне вечных сосен:

незнающим, им кряж могильный плодоносен;

но ты - как Пий, как Сикст - лишь камень, щебень, тлен, -

запечатлен резцом иль не запечатлен.

 

Поверил бы отцам, пророчащим деревьям

о Царстве Неземном; но утлым суеверьям

потворствуют собор, надгробие, плита...

Нет, здесь не дышит Дух; Искусство - пустота.

Убогому уму оно - подмена Бога...

Боюсь, за это с нас никто не спросит строго.

 

 

 

3. Qurinale / Pinus pinea

 

И Сикст, и Пий, и Цезарь, и Нерон...

Процессия всеобщих похорон.

Ты - кладбище громадное всего лишь,

прекрасный Рим под небом голубым;

и странно мне, что ракурсом любым

ты мой недолговечный глаз неволишь.

 

Ужели персть земная - и титан,

кем потолок капеллы папской дан -

и грозная стена напоминанья?

Сменяются хозяева палат,

с творцами их соскальзывая в ад;

разрушатся и статуи, и зданья...

 

А я, чужак, как некогда Север

какой-нибудь, не знающий манер,

гляжу на этот Голем с Квиринала -

и пинии, раскрытой в небеса,

твержу свое "Спасительна краса!";

но и Петра она не понимала.

 

 

 

4. Pantheon

 

Отверстие, нацеленное в высь:

не всем богам, небесным лишь молись.

Построил, пишут, щедрый Марк Агриппа,

друг Августа; а позже Адриан

украсил; был ободран и засран;

но выстоял, очнувшись, как от гриппа,

 

от бреда и беспамятства веков.

Величественнейший из потолков,

скажи, о чем молчат твои кессоны!

Где боги - Марс, Меркурий, Аполлон,

Юпитер?.. Ими космос населен

или Аид? Где слышимы их стоны?..

 

(За два тысячелетия никто

не посягнул на звездное лото,

на домино небесное: ни Марка

нет, ни Петра, ни Павла, ни Луки

на зыбком своде; только светляки

язычников на нем сгорают ярко.)

 

Теперь тут церковь Мучеников всех

и Приснодевы... но, - прости мой грех,

Заступница, - неясные святыни:

могилы итальянских королей,

ученая окружность, а над ней -

не крест, но линза безответной сини.

 

 

 

5. Serapeum . Tivoli

 

Он приходил сюда по вечерам

один, - и воскресал прекрасный срам:

Александрия, грязный рай Канопа,

где Каллипиге вторит Каллиопа.

 

Всё совершилось в жизни, всё сбылось.

Он видел мир, как пифия, насквозь -

все чудеса, все страны, все чертоги...

И сам он - бог. И с ним сроднились боги -

 

Серапис, Марс, Асклепий, Антиной...

Он верит в них, как в зримое: их зной

неугасим в сетчатках опаленных.

 

Солдаты спят никчемные, жена.

И лишь александрийская луна

всю ночь горит из вод желто-зеленых.

 

 

 

6. 1. Laterano

"Prossima fermata San Giovanni ". *

Выйди, онемев от красоты...

...В катакомбах, в клетках, в котловане...

Большинства людей счастливей ты.

 

В черноту зрачка нетерпеливо

собираешь Рим. Ну, погляди:

в грозовую даль уходит Via

Appia . Постель возьми, иди!

 

 

 

6. 2. Santa Maria in Palmis

 

Изумился Идущему в чрево

вавилонское: "Боже, куда?!"

Ни направо свернуть, ни налево...

Ничего нет прекрасней стыда!

 

Надо думать, он встал с петухами,

чтобы вновь от судьбы ускользнуть;

но внезапно огромное - камень! -

преградило спасительный путь:

 

"Ну а ты-то куда?" - и взглянуло,

как возлюбленный преданный, в ночь

его глаз. И Петра развернуло...

Только стыд и способен помочь.

 

 

 

7. San Pietro

 

Благославил Франческо из окна

столпившийся на площади народ.

Было одна рука его видна.

И в тот же день (как бы наоборот)

нам повстречался беженец без рук,

просящий подаяния араб.

О, эта нищета! О, этот Юг!..

Когда же мир узрит безруких пап?

 

 

 

-------------------------

* Следующая остановка "Сан Джованни" ( ит .).

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА БРОНЗОВОГО ВЕКА МЫСЛИ СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА РЕДАКЦИЯ ГАЛЕРЕЯ БИБЛИОТЕКА АВТОРЫ
   

Партнеры:
  Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" | Издательский центр "Пушкинского фонда"
 
Support HKey