ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ На главную



 


 

А.ЗАСЛАВСКИЙ. Семейный портрет со Львом Антоновичем. 2010. Х., м.В Петербурге уже в 18-й раз открыта ежегодная и самая представительная художественная выставка «Петербург-2010». Принцип ее организации предельно прост: один художник – одна работа прошедшего года. И, несмотря на столь, казалось бы, бесхитростную концепцию (сколько раз этот проект упрекали вообще в ее отсутствии!) выставку ждут и зрители, и художники. Посмотреть этот самый полный срез петербургского искусства приезжают специально из других городов. Причем, в отличие от многих других тусовочных выставок, вовсе не «свои» искусствоведы, а так называемые простые зрители – стоит заглянуть в книгу отзывов, чтобы в этом убедиться. Обычно оба этажа Конногвардейского Манежа – самого большого и высокого (что особенно ценится скульпторами-монументалистами) выставочного пространства города – бывают заполнены работами, что называется, под завязку.

А.ЗИНШТЕЙН. Семейный праздник. 2010. Х., м.Обычно. Но в этот раз все немного иначе. И хотя второй, «живописный», этаж выглядит как всегда – ковровая развеска и сотни работ, первый несколько пустоват, даже несмотря на получившийся, по словам организаторов, случайно очень интересный каждой работой «сад скульптур». А дело в том, что монтировался он за один день – тот, кто знает, что такое монтаж выставки и что такое искусство развески, когда требуется собрать целое из законченных самодостаточных произведений, чтобы «соседи» не конфликтовали, а, напротив, образовывали, пусть и недолгую, но гармоничную систему, поймет, в какие нечеловеческие условия были поставлены организаторы и куратор выставки Лариса Скобкина и какой, по сути, профессиональный подвиг они совершили. Ларчик открывается просто: культура должна сама себя окупать и сама на себя зарабатывать. Так что и традиционный день открытия – православное Рождество - был сдвинут, и понапрягаться с первым этажом пришлось не на шутку, поскольку до последней минуты там шла – не поверите… В храме искусства, торжественно подаренном художникам в 1977 году! – бойкая торговля шубами. То, что в Манеже регулярно то ювелиркой торгуют, то новомодными гаджетами , то вот шубами, горожане начинают потихоньку привыкать. Если этот, говоря языком современных эффективных менеджеров, увлеченных нанотехнологиями , тренд будет набирать силу, может, нынешнее поколение новоявленных нанотехнологов доживет и до распродажи колготок или автомобилей в Эрмитаже. Как знать.

В.ЛУККА. Без названия. 2010. Х., смешан. техн.На открытии «Петербурга», самой большой художественной выставки современного искусства, как ни странно, не было ни одного представителя петербургского Комитета по культуре, а ведь когда-то и губернатор не брезговал посещать этот вернисаж. А вдруг неинтересно это им стало. И не их, видимо, профиль. Зато поступило указание: закрыть многолетний международный манежный проект «Диалоги» (вероятно, как нерентабельный). «Петербург», кстати, тоже, велено в следующем году провести в последний раз, а потом «придумать что-нибудь повеселее». Но ведь хватает в городе веселья! То каток вокруг Александрийского столпа устроят (а потом горестно подсчитывают, сколько двуглавых орлов с решетки, его окружающей, пропало), то пивной фестиваль там же, то каких-то французских актеров пригласят на шестах над толпой покачаться. А уж бесконечные тысячедецибельные концерты на Дворцовой, с которыми безуспешно борется директор Эрмитажа М.Б.Пиотровский и вся вменяемая общественность города, просто притча во языцех. Весело, аж жуть! Да и сейчас, зимой, возле Александринского театр и каток залит, и ярмарка гуляет, и мероприятия всякие веселые проводятся. Хватает в городе веселья и без Манежа.

Б.МАРТИНСОН. Серенада. 2010. Орг., м.Может, все-таки оставить в городе пусть небольшой, но островок привычной питерцам культуры? Тем более, «Петербург» это не только экспозиция, это – пусть скромный по деньгам и масштабам – фестиваль петербургской культуры, в рамках которого проходят и перфомансы , и поэтические чтения, и круглые столы. Художникам такие выставки нужны, как воздух. Многочисленные расплодившиеся в два последние десятилетия галереи просто физически не могут дать такого одновременного и мощного среза современной визуальной культуры, позволить почувствовать наметившиеся тенденции, понять, куда мы движемся и что с нами происходит не только в эстетическом, но и в других смыслах.

В.ШИНКАРЕВ. Аничков мост. 2010. Х., м.А куратор Лариса Скобкина в 18-й раз на вопрос журналистов «Что новенького на выставке?» отвечает: «Всё новенькое». Все работы выставлены практически в первый раз. И все – интересные. Уровень выставки традиционно высок. И установленная когда-то планка стоит неколебимо. Да, «Петербург» упрекали во всеядности. Но всеядность здесь оборачивается открытостью для всех манер и течений. Здесь ничто не отвергается по идеологическим, вкусовым, групповым, или еще каким-либо соображениям. Всему находится свое место. Критерий один – профессионализм.Ю.ШТАПАКОВ. Деревня Зарабочье. 2010. Железо, строит. эмали. А в чем он проявлен, в абстрактных ли композициях Владимира Видермана или в нежном и строгом импрессионизме Владимира Шинкарева, в пастозной фактуре гротеска Валерия Лукки или в стилизованной под наив работе Анатолия Заславского – неважно. В этом году особо хочется отметить фотоотдел , а там - три первоклассные персональные выставки замечательных петербургских мастеров : Александра Китаева, Дмитрия Конрадта и Станислава Чебуткина . Последняя, мемориальная, подготовлена Александром Китаевым.

П.КОННИКОВ. Птицы. 2010. Х., м.

И.ОРЛОВ. Из серии Косая линия. 2010. Б., чернила, печатьХудожники и зрители надеются: «Петербург» доживет до своего 20-летия. А, может, и до более серьезной даты. Во всяком случае, один из самых заметных петербургских скульпторов Дмитрий Каминкер, вошедший в очередной общественный совет по культуре, на пресс-конференции обещал отстоять «Петербург», мол, насядем всем миром – есть же здравый смысл. Ну, это если только здравый смысл возобладает над сиюминутными коммерческими интересами. Задушить культуру просто. Возродить ее почти невозможно. Об этом стоит помнить не только деятелям культуры, но в первую очередь тем, кто принимает решения.

 

В.ПРОШКИН. Цветы в китайской вазе. 2010. Х., м. П.КАШИН. Дерево. 2010. Х., м.

 

 

НА ГЛАВНУЮ ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА БРОНЗОВОГО ВЕКА МЫСЛИ СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА РЕДАКЦИЯ ГАЛЕРЕЯ БИБЛИОТЕКА АВТОРЫ
   

Партнеры:
  Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" | Издательский центр "Пушкинского фонда"
 
Support HKey