ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ На главную



 

Да, жизнь — самое дорогое, что есть у человека. Но можно пойти и дальше: жизнь — самое дорогое из то­го, что вообще есть, высшая ценность бытия, венец онтологии.

Но что же такое жизнь?

В истории человеческой культуры понимание жизни представлено двояким образом:

1) жизнь — биологическая данность: сугубо земная или, при более широком взгляде, — космическая;

2) жизнь — фундаментальный духовный феномен, в отношении которого биологическая активность выступает в роли кратковременного физико-химического эпизода.

Именно здесь — на перекрёстке представлений о жизни, в усилиях осмысления безотчётного чувства жизни, в зоне наших бытовых, повседневно-практических предпочтений в отношении её глубинной «породы», её базы, её онтологии — лицом к лицу встречаются ценности жизни и ценности культуры, адресуя в сердце каждого капитальный вопрос: так что же она такое, эта наша Земля со всеми её разумными и неразумными обитателями — большой зоопарк или Купина Неопалимая, пневматосфера, сосуд духовный?

И невозможно нам отделаться тривиальным ответом типа «и то, и другое», ибо любая, даже самая затейливая смесь «аптеки и монастыря» даст только очередную стилизованную схему, но никак не живое лицо реальной человеческой культуры.

На наш взгляд, задача культуры, понимаемой как специфически человеческая заявка в широком спектре природного творчества жизни, — хранить достоинство, жизненную полноту и идентичность человеческого облика, не обедняя сокровищницы его естества, обретающего себя в симфонии сложного многообразия тенденций, подчас непредсказуемых и противоречивых.

Духовная и физическая многомерность человеческого естества, нелинейный характер динамики социума обусловливают тот факт, что естественная пульсация напряжения в зоне пересечения интересов жизни и культуры периодически выступает в роли генератора необратимых процессов, способных спровоцировать возникновение серьёзного социокультурного кризиса.

В настоящее время развитие глобальной техногенной цивилизации стремительно меняет облик человеческой культуры, затрагивая при этом жизненные интересы всей ойкумены Земли. Этот процесс сопровождается постоянным повышением напряжения во внутренних аспектах взаимоотношений цивилизации и культуры, что открывает реальные перспективы вовлечения не только социума, но и всей жизни на Земле, в состояние небывало глубокого кризиса.

Обращаясь к изначальному смыслу греческого по своему происхождению слова «кризис» — «суд, решение, выбор, приговор», — состояние кризиса можно обозначить как время выбора: время, когда стрелки переводятся, траектории ветвятся, и выбор реален.

Слов нет, серьёзный кризис опасен, — опасен физически. Но в плане более фундаментальном, — духовном, — опасен не столько сам кризис, сколько его судьбоносные последствия, — в том числе, и как следствия ошибки выбора.

Задача нейтрализации опасных последствий грядущего глобального культурно-экологического кризиса требует осознания путей и механизмов его формирования.

В качестве одной из попыток хоть как-то подступиться к решению столь сложной задачи, попробуем в тезисной форме представить на языке философских определений понятия жизни, цивилизации и культуры, и контуры динамики их взаимоотношений:

 

1. Попытка осознать онтологический статус понятия «жизнь» приводит к выводу о том, что жизнь есть определённая суперпозиция состояний двух фундаментальных уровней своего существования: биокосмического и духовного.

2. Биокосмический уровень репрезентирует жизнь в качестве реализации специфической субстанциальной активности Космоса на «рынке» белково-нуклеинового обмена биосферы Земли.

3. Духовный уровень являет жизнь не со стороны формы её субстанциального воплощения, но par excellence , в её собственном соку, в её онтологической основе. Можно утверждать[1], что так понимаемая жизнь (собственно жизнь) простирается в вечность и, как таковая, не подчиняется правилам и законам, — она есть перманентное, хроническое чудо. Иными словами, жизнь в собственном, духовном смысле этого слова есть изначальный феномен и не сводима ни на какую субстанцию в самом принципе своего бытия.

4. Поскольку чудо по определению есть результат воздействия горнего, вечного мира на мир дольний, временный, можно сделать вывод о том, что тайна жизни заключена в её принадлежности сразу двум мирам — вечности и времени, которые она и сопрягает своей активностью.

5. Фундаментальным уровням реализации активности жизни — биокосмическому и духовному — можно сопоставить два фундаментальных, базовых слоя человеческой, социальной активности: хозяйственную и духовную, сориентированные на потребности и ценности каждой из этих форм жизни соответственно.

6. Социальный организм, фиксирующий в своей среде опыт хозяйственной активности, будем называть цивилизацией. В лоне цивилизации происходит накопление, хранение, обмен, творческое развитие и трансляция хозяйственного опыта поколений.

Поскольку хозяйственная активность связана с использованием организуемых природных (строго говоря, субстанциальных) эффектов, понятие цивилизации можно определить как «опыт поколений по организации и утилизации субстанциальных эффектов».

7. Базовой ценностью цивилизации, то есть «то, ради чего», собственно, раскручивается маховик хозяйственной активности, по нашему мнению, является комфорт (комфортабельное существование).

8. Базовым критерием развитости цивилизации можно считать определённость качества и количества «рецептов по производству субстанциальных эффектов» — технологий.

9. Развитие цивилизации может рассматриваться в своей основе как увеличение «суммы технологии».

10. Поскольку хозяйственная активность социума паразитирует в теле «хозяйственной» активности природы и космоса, то есть всегда является элементом суммы космической технологии, — постольку любая цивилизация по сути своей космополитична и интеркосмична, экспансивна, беспочвенна и нелокальна.

Зрелой цивилизации, находящейся в фазе динамичного развития, локализующая активность противопоказана в принципе: любая «почва» для неё это, в конечном итоге, склад сырья и стартовая площадка для дальнейших преобразований.

11. Социальный организм, фиксирующий в своей среде опыт духовной активности социума, будем называть культурой. В лоне культуры происходит накопление, хранение, обмен, творческое развитие и трансляция духовного опыта поколений.

12. Если активность цивилизации ответственна за поддержание гарантий существования коллектива на определённом уровне его энергоинформационной обеспеченности, то активность культуры направлена на поддержание полноты жизни рода на определённом уровне его личностной выраженности (поскольку жизнь в своей основе существенно персоналистична).

13. Поскольку взаимопроникновение родовой и личностной активности образует единство человеческого облика, понятие культуры можно определить как «опыт поколений по сохранению и обогащению жизни, и не просто жизни, но жизни в человеческом облике».

14. Базовой ценностью культуры является смысл[2].

15. Базовым критерием развитости культуры можно считать определённость количества и качества личностей — активных носителей (и тем самым хранителей) жизни рода, предстательствующих род перед Лицом трансцендентных истоков жизни.

16. Поскольку жизнь личности это всегда полагание в существовании определённого мифа, развитие культуры в своей основе может рассматриваться как увеличение «суммы мифологии».

17. Всякая подлинная культура локальна[3], почвенна и патриотична.

18. Хотя о цивилизации и культуре выше говорилось как о двух социальных организмах, понятно, что в реальности они неразрывно связаны и составляют два дополнительных аспекта единого социального организма (наподобие волны и частицы квантового состояния физического поля, левого и правого полушарий мозга и т. под.).

19. Достоинство человека — органическое единство комфортабельности и осмысленности его существования.

20. В процессе исторического развития органическое единство культуры и цивилизации всегда остаётся скорее искомым, чем данным состоянием.

21. Процесс бурного, неконтролируемого разрастания «суммы технологии» в XIX – XX веках вызвал глубокие патологические изменения в культурных организмах Европы, а с выходом процесса на мировой уровень — практически и во всех остальных регионах Земли.

22. В конце XX века указанный процесс (нарастающего доминирования цивилизации над культурой, ценностей комфорта над ценностями смысла) претерпевает качественный скачок: цивилизация начинает эффективно поглощать культуру: комфорт становится смыслом[4].

23. Стремительное развитие цивилизации, подминающей под себя традиционные культуры и эффективно их поглощающей, сопровождается двумя тенденциями:

1). распадом и деактуализацией традиционных и классических культур, оттеснением их активности на периферию общественной жизни вследствие практической неэффективности в новых условиях того облика человека, который выращивают эти культуры;

2). формированием в недрах цивилизации служебного набора псевдокультур, совместимых с особенностями того или иного типа национально-родовой психологии.

24. Сработанная на принципах цивилизации псевдокультура представляет собой «сумму психотехники», призванную обеспечить серийное производство человеческого облика с заданными свойствами, важнейшее из которых — восприятие разнообразия меню предоставляемых псевдокультурой знаний и ощущений в качестве критерия полноты жизни. Составная часть «глобальной суммы технологии» — псевдокультура — интегрирована в хозяйство цивилизации в качестве своеобразного «секретаря-референта по гуманитарным вопросам» с широким спектром предоставляемых услуг. Наличие «гарема» псевдокультур — один из характерных показателей состоятельности и процветания глобально развитой техногенной цивилизации.

25. Симбиоз псевдокультуры и музейных реликтов традиционных и классических культур едва ли способен выполнять задачи подлинной культуры, ибо последняя призвана отнюдь не к покорно-эффективному удовлетворению естественных нужд растущей цивилизации, но к противостоянию любви, ради сохранения полноты жизни и аутентичности человеческого облика.

26. Отсутствие указанного противостояния ведёт стремительно развивающуюся самозамкнутую цивилизацию к необратимому энерго-информационному коллапсу, её уходу за горизонт человеческого существования, с последующей физической гибелью всего социального организма, либо выходом его на иные, нечеловеческие горизонты существования (либо то и другое вместе).

27. Важнейшей задачей современной культурологии является, на наш взгляд, теоретическая разработка национальных, региональных и глобальных моделей подлинной современной культуры, преемственной по отношению к традиционным культурам, — культуры, равномощной уровню развития современной цивилизации, культуры, способной делать истинный смысл реальным маяком продуктивной деятельности цивилизации, культуры активно дополняющей цивилизацию своим влиянием до здорового, цельного, нормально растущего социального организма.


[1] Ср.: С. В. Чебанов . Интерпретация тела и постижение жизни // Логос живого и герменевтика телесности. — М.: Академический проект, 2005; сс. 375–379.

[2] Смысл здесь — это такая ценность, в качестве критерия оценки которой выступают жизненные перспективы существования. Иными словами, существование осмыслено в том случае, если его собственная активность ориентирована ценностями, аккумулирующими в себе истинные перспективы жизни вечной и неисчерпаемой (ср.: «смысл есть порождение того цело‑муд­рия, которое Полноту Смысла со‑от­но­сит с образом, иконой Полноты жизни» [ Н. К. Гаврюшин. Русская философская симфония // Смысл жизни. — М., 1994; с. 9]).

[3] Необходимо отметить, что эта локальность в определённом смысле относительна: перед лицом иных наций, регионов — это локус своей нации, своего региона; перед лицом иных космических существ — это локус Земли.

[4] В электротехнике подобное взаимоотношение полюсов напряжения называется коротким замыканием. Короткое замыкание обеспечивает мощный выброс энергии в месте контакта, однако финал известен: деформация проводников, быстрое истощение и дезорганизация всей системы питания.

 

 

НА ГЛАВНУЮ ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА БРОНЗОВОГО ВЕКА МЫСЛИ СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА РЕДАКЦИЯ ГАЛЕРЕЯ БИБЛИОТЕКА АВТОРЫ
   

Партнеры:
  Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" | Издательский центр "Пушкинского фонда"
 
Support HKey