ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ На главную



 

Часть 2

 

 

Живопись Шове удивительна во многих отношениях. Взять, например, ракурсы. Обычным делом для пещерных художников было изображать зверей в профиль. Конечно, и здесь это характерно для большей части рисунков, но встречаются прорывы, как на вышеприведённом фрагменте, где морда бизона дана в три четверти. На следующем рисунке можно видеть тоже редкое изображение в фас:

 

 

Может, это иллюзия, но создаётся отчётливое ощущение композиции - львы в предвкушении добычи принюхиваются, но ещё не видят бизона, а тот явно напрягся и застыл, лихорадочно соображая, куда бежать. Правда, судя по туповатому взгляду, соображается плохо.

Замечателен бегущий бизон:

 

 

Здесь мы опять наблюдаем "анимационный" приём, и в данном случае множество ног животного уж никакой перспективой не объяснить.

Среди мастеров, расписывавших Шове, некоторые определённо тяготели к портретному жанру:

 


Дикие лошади. Датировка – 30 тыс. л.н.

 

При этом "лицо" каждой лошади сугубо индивидуально:

 

 

 

Следующее панно с лошадьми – наверное, самое известное и широко разошедшееся в народе из изображений Шове:

 

 

В недавно вышедшем фантастическом фильме «Прометей» пещера, сулящая открытие внеземной цивилизации, посетившей когда-то нашу планету, скопирована подчистую с Шове, включая эту замечательную группу, к которой дорисованы совершенно неуместные здесь люди.

 


Кадр из фильма «Прометей» (реж. Р. Скотт, 2012)

 

Мы-то с вами знаем, что людей на стенах Шове нет. Чего нет, того нет. Быки есть.

 

 

Теперь камера послушно отъезжает, позволяя убедиться, что перед нами действительно портреты - прорисовку контуров тел животных художник бросает на полпути (кстати, внизу всё так же продолжают выяснять отношения уже знакомые нам носороги):

 

 

В завершение "лошадиной" темы ещё один рисунок:

 


Изображение лошади в нише

 

Немаловажным персонажем в живописи Шове был большерогий олень.

 

 

Здесь он, правда, запечатлён без своего роскошного головного убора. Есть у этих животных, как известно, привычка разбрасываться рогами где попало. Как гласит древняя оленья поговорка, "в новый сезон с новыми рогами". Или другая: "оставь всё плохое в старых рогах"... Впрочем, мы отвлеклись. Вот ещё олени, вперемешку с другими копытными:

 

 

 

Следующий рисунок лишний раз демонстрирует, что под мрачными сводами Шове творческая мысль бурлила не переставая. Первые "пуантилисты" изобразили то ли бизона, то ли носорога одними пятнами (отпечатками ладоней) без всякого контура:

 

 

А вот привет тонконогим слонам Дали:

 


Мамонт

 

На этом травоядных, пожалуй, оставим в покое. Вперёд, к хищникам!

 

 


Источники изображений: Машевский А. Лекции по истории менталитета, donsmaps.com, istmira.com, wikimedia.org, popular-archaeology.com, a ntropogenez.ru , flickr.com .

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА БРОНЗОВОГО ВЕКА МЫСЛИ СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА РЕДАКЦИЯ ГАЛЕРЕЯ БИБЛИОТЕКА АВТОРЫ
   

Партнеры:
  Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" | Издательский центр "Пушкинского фонда"
 
Support HKey
Rambler's Top100    Яндекс цитирования    Рейтинг@Mail.ru