ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ На главную



 

«В поисках реальности» – книга поэта и культуролога Алексея Машевского. Название отсылает нас к известной работе Лидии Гинзбург «Литература в поисках реальности», но речь идёт не о становлении реалистического метода (хотя эта тема косвенно затрагивается), а о стремлении думающего человека удержаться в действительности вопреки уверенно наступающей эпохе тотального виртуала (вспоминается фильм «Матрица», который, к слову, автор подробно анализирует).

Жанр книги Алексея Машевского трудно определить: это сразу дневник и попытка философского трактата. Скорее, перед нами живой процесс думания, запечатлённый на бумаге: суждения могут повторяться, пересекаться, поворачиваясь к читателю то одной, то другой гранью.

Круг тем, затронутых в книге, очень широк: это и состояние современной массовой культуры, не способной воспроизводить человека, как духовный феномен, и «Маленькие трагедии» в контексте открытого Пушкиным реалистического метода, и предложенная Державиным в оде «Фелица» программа по спасению человечества, и Истина, ослепившая царя Эдипа (Истина как противоположность виртуала), и творчество философа Якова Друскина (1902-1980), и совет, как преодолеть страх посещения зубного врача, и любовь, и Бог. Всего не перечислишь. Но о чём бы не писал Алексей Машевский, увлекает стройность его рассуждений, чувствуется интеллектуальная дисциплина, от которой никуда не уйти даже в разговоре на самые, казалось бы, не теоретические темы: «Любовь на самом деле – это личный, индивидуальный миф, предназначенный для структурирования человеческого существа (моего в данном случае и того человека, с кем я через этот миф соотнесён). Вот почему на неё почти не обращают внимания в традиционных обществах, имеющих свою мифологию, покрывающую бытие социума в целом. И вот почему, как только с общими мифологемами становится туго, тут же наступает эра любовных романов и вообще столь пристального внимания к амурной проблематике».

Особенно актуальными кажутся рассуждения о романе: Алексей Машевский констатирует упадок жанра и указывает причины, почему большая проза изживает себя в современной культурной ситуации (поэтам обязательно к прочтению!).

Кстати о Боге. В школьной геометрии есть задачи на дополнительное построение. Без дополнительного построения задача решается трудно, может быть, вообще не решается. Но если удалось угадать это построение, то задача решается легко и красиво. Бог – это точно такое же дополнительно построение, очень удобное для решения этических, эстетических, культурно-исторических задач. Книга Алексея Машевского «В поисках реальности»могла бы восприниматьсякак сборник таких вот красивых решений, если бы в ней постоянно не присутствовало напряжение духовного поиска.

Вообще «В поисках реальности» чем-то напоминают «Мысли» Паскаля: и по структуре и по настойчивому апеллированию к Богу. Только Бог у Машевского – что-то вроде тёмной материи: если без тёмной материи невозможна современная физика, то без Бога невозможно объяснить существование красоты, добра и нравственности. Печальная логика. Надо отдать должное автору: он предельно честен. Но нас не покидает ощущение, что он не высказал всех своих мыслей. Для Машевского Бог есть. Будучи знакомыми с поэтической гранью творчества автора, мы уверены, что он понимает это, в первую очередь, как поэт. Досадно, что в книге нет об этом ни слова.

 

НА ГЛАВНУЮ ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА БРОНЗОВОГО ВЕКА МЫСЛИ СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА РЕДАКЦИЯ ГАЛЕРЕЯ БИБЛИОТЕКА АВТОРЫ
   

Партнеры:
  Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" | Издательский центр "Пушкинского фонда"
 
Support HKey