ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
Евгений Иванович Блажеевский родился в 1947 г. в городе Кировобаде (ныне – Гянжда). Окончил Московский Полиграфический институт. Жил в Москве. Печатался в «Юности», «Новом мире», «Знамени», в последние годы – в основном, в «Континенте». Автор книг: «Тетрадь» (1984), «Лицом к погоне» (1995), «Черта» (2001, посмертно), «Монолог» (2005, посмертно). Скончался 8 мая 1999 года.
ПЕТР СОЛОВЕЕВИЧ СОРОКА
( Из армейской тетради )
Имя его было Акакий Акакиевич. Может
быть, читателю оно покажется несколько
странным и выисканным, но можно уверить,
что его никак не искали, а что сами собой
случились такие обстоятельства ..
Н. В. Гоголь
В солдатском клубе шел английский фильм:
«Джейн Эйр» –
Немного скучный
И немного
Сентиментальный фильм о богадельне
Для неимущих маленьких сирот
И о любви –
Возвышенной и трудной –
Любви аристократа с гувернанткой.
Сержант Шалаев ,
Так же, как и все,
Курил в кулак,
Смотрел картину,
Думал
О том,
Что скоро ужин и отбой.
Но в память красномордого сержанта –
В берлогу, где всегда темно и пусто,
Запали занимательные кадры:
Там,
На экране,
За непослушанье
На табурет поставили девчонку,
Которая мучительно,
Но гордо
Выстаивала это наказанье.
Сержант Шалаев гадко ухмыльнулся...
И вот уже
Не в Англии туманной,
Не в армии какой-то иностранной
На табурет щербатый, как наседка,
Далекий от ланкастерских по форме,
Поставлен провинившийся солдатик.
Он – Петр Соловеевич Сорока –
Фамилии пернатой обладатель,
С глазами голубыми идиота
На табурете замер
И стоит.
Сержант Шалаев курит и смеется.
Он чувствует,
Что шутка удается,
А за окном проносится метель.
Она летит во тьме,
Под фонарями
Ее поток напоминает рысь.
Она летит,
А там –
У горизонта –
Сжигают ядовитые отходы
За крайними постройками Тольятти,
И полог неба смутен и зловещ.
А Петя Соловеевич Сорока
Стоит на табурете,
И в глазах,
Совсем стеклянных,
Отражен размах
Всей этой скверны
И почти животный,
Пронзительно-невыносимый страх...
1975
ВОСПОМИНАНИЕ О МЕТЕЛИ
Мокрый снег. За привокзальным садом
Темнота, и невозможно жить,
Словно кто-то за спиной с надсадом
Обрубил связующую нить.
Мертвый час. Не присмолить окурка,
Мерзнут руки, промерзает взгляд...
Вдоль пустынных улиц Оренбурга
Я бреду, как двести лет назад.
Что-то волчье есть в моей дороге –
В темноте да на ветру сквозном!..
И шинель, облапившая ноги,
Хлопает ноябрьским сукном.
Хлопают дверьми амбары, клети,
Путь лежит безжалостен и прям.
Но в домах посапывают дети,
Женщины придвинулись к мужьям.
Но, уйдя в скорлупы да в тулупы,
Жизнь течет в бушующей ночи.
Корабельно подвывают трубы,
Рассекают стужу кирпичи.
И приятно мне сквозь проклятущий ,
Бьющий по лицу колючий снег
Видеть этот медленно плывущий
Теплый человеческий ковчег...
ОКТЯБРЬ
Когда идет вдоль сумрачных полей
Согбенною цепочкой велокросса
В затылок перелету журавлей,
Затылком к ветру – тонкая береза,
Когда гнетёт какой-то грустный долг
И перед прошлым чувствуешь вину,
Когда проходит день, как будто полк,
Без музыки идущий на войну,
Когда вокруг пугает пустота
И кажется, что время убывает,
Когда в пространстве правит простота,
С которой холод листья убивает,
Когда в моем заплаканном краю
Веселый мир освистан и повергнут,
В такие дни я потихоньку пью
Остывший чай и горьковатый вермут.
Я в комнате своей сижу один,
Кренится дождь, уныл и бесконечен,
Толпится небо в прорези гардин,
Но всё-таки приятны этот вечер
И память о подробностях лица,
Забытого , как карточка в конверте...
А дождь идет, и нет ему конца,
И нет конца житейской круговерти.
1975
* * *
А. Васильеву
Мы – горсточка потерянных людей.
Мы затерялись на задворках сада
И веселимся с легкостью детей –
Любителей конфет и лимонада.
Мы понимаем: кончилась пора
Надежд о славе и тоски по близким ,
И будущее наше во вчера
Сошло-ушло тихонько, по-английски.
Еще мы понимаем, что трава
В саду свежа всего лишь четверть года,
Что, может быть, единственно права
Похмельная, но мудрая свобода.
Свобода жить без мелочных забот,
Свобода жить душою и глазами,
Свобода жить без пятниц и суббот,
Свобода жить как пожелаем сами.
Мы в пене сада на траве лежим,
Портвейн – в бутылке,
как письмо – в бутылке
Читай и пей! И пусть чужой режим
Не дышит в наши чистые затылки.
Как хорошо, уставясь в пустоту,
Лежать в траве среди металлолома
И понимать простую красоту
За гранью боли, за чертой надлома.
Как здорово, друзья, что мы живем
И затерялись на задворках сада!..
Ты стань жуком, я стану муравьем
И лучшей доли, кажется, не надо.
1976
ДРУГУ
1.
По улице Архипова пройду
В морозный полдень
Мимо синагоги
Сквозь шумную еврейскую толпу,
Сквозь разговоры об отъезде скором,
И на меня – прохожего –
Повеет
Чужою верой
И чужим презреньем.
И будет солнце в медленном дыму
Клониться над исхоженной Солянкой,
Над миром подворотен и квартир,
В которых пьют «Кавказ» и «Солнцедар»
По случаю зарплаты и субботы.
И будет воздух холодом звенеть,
И кучка эмигрантов в круговерти
Толкаться,
Выяснять
И целоваться,
И будет дворник,
С видом безучастным,
Долбить кайлом,
Лопатою скрести.
И ты мне будешь объяснять причину
Отъезда своего
И говорить
О праве человека на свободу
Души и слова,
Веры и судьбы.
И будем мы стоять на остановке,
Где гражданин в распахнутом пальто,
Такой типичный в этой обстановке,
Зашлепает лиловыми губами,
Но только кислый пар,
И ни гу-гу.
И ты меня обнимешь на прощанье,
А я увижу рельсы,
По которым
Уедешь ты
Искать и тосковать.
Ох, это будет горькая дорога!..
И где-нибудь,
В каком-нибудь Нью-Йорке
Загнутся рельсы,
Как носы полозьев...
Свободы нет,
Но есть еще любовь
Хотя бы к этим сумеркам московским,
Хотя бы к этой милой русской речи,
Хотя бы к этой Родине несчастной.
Да,
Есть любовь –
Последняя любовь.
1976
2
Обращаюсь к тебе, хоть и знаю – бессмысленно это,
Из осенней Москвы обращаться к тому, кто зарыт
На далеком кладбище далекого Нового Света,
Где тебя Мандельштам не разбудит и не озарит.
Твои кости в земле в тыщах миль от московских околиц,
И прощай ностальгия – беда роковая твоя!
Но похожий лицом на грача или, скажем, на Мориц,
Хлопнул крышкою гроба, души своей не затворя .
И остался твой дух – скорбный вихрь иудейской
пустыни,
Что летает по свету в худых небесах октября,
Что колотится в стекла и в души стучится пустые,
Справедливости требуя, высокомерьем горя.
Но смолчали за дверью в уютной квартире Азефа ,
Чтобы ветер впустить – не нашлось и в других чудака.
Лишь метнулась на лестницу кошка сиамская Трефа –
Ей почудился голос в пустых парусах чердака.
Это голос хозяина звал ошалевшую кошку
И ушел по России, и сгинул за гранью границ,
И оставил раскрытым в ночи слуховое окошко,
Словно вырвалась стая каких-то неведомых птиц.
И навеки пропала за серой стеной небосвода,
И растаяло эхо, идущее наискосок...
Поколение это другого не знало исхода:
Голос – в русское небо, а тело – в заморский песок.
И когда колченогий режим, покачнувшись,
осядет со скрипом,
То былой диссидент или бывший поэт-вертопрах
На развалинах родины нашей поставит постскриптум:
Только прах от разграбленной жизни остался,
лишь пепел да прах...
1977
* * *
Ночью сентябрьской птицы кричали,
Над виноградниками шурша.
Чувству свободы и чувству печали
В эти минуты училась душа.
Музыка шла неизвестно откуда,
Переливалась, журчала, текла.
Переполняя размеры сосуда
Грустью последнего, может, тепла.
Все начиналось. Деревья шумели,
Долго и трудно листвой шевеля.
Может быть, плакали, может быть, пели,
Освобождаясь, леса и поля.
Все начиналось; и тени парили
От керосинки – и под потолок,
Словно худые и черные крылья,
Руки воздев, по стене поволок.
Музыка шла из ночного предела,
Мучила, жалостью сердце скребла.
От одиночества ёжилось тело,
Но облегчением книга была:
«Детство» Толстого... Наставник хлопушку
Взял, обходя близоруко кровать...
Мать на дежурстве. И можно в подушку
Плакать и мамин халат целовать ...
<1978>
ОРФЕЙ
И я обернулся, хоть было темно,
На голос и нежный, и тихий...
И будет во веки веков не дано
Увидеть лицо Эвридики .
Но это не слабость меня подвела,
Не случай в слепом произволе,
А тайная связь моего ремесла
С избытком и жаждою боли.
Мне больше лица твоего не узреть,
Но камень в тоске содрогнется,
Когда я начну об утраченном петь:
Чем горше – тем лучше поется...
<1982>
СОН
Мне снились дождь и черная вода,
Текущая ручьем по косогору.
И мучил голос, шедший в никуда:
«Зачем – одна?.. Зачем в такую пору?..
И в чем я провинился вообще ?!.
Не предавай забвенью и опале...»
А ты шагала в стареньком плаще,
Который , помню, вместе покупали.
И я невольно увеличил шаг.
Переступая рытвины и кочки,
Я вышел на немыслимый большак,
Где люди шли, но все поодиночке.
Я закричал: «Куда же ты, постой!..»
И побежал вдоль мокрого бурьяна.
Навстречу ехал грузовик пустой,
А за рулем кривлялась обезьяна.
И дул с предгорья ветер ледяной,
И снег пошел лепить куда попало .
И что кричать, когда за пеленой
Ты лишь на миг возникла и пропала...
1983
* * *
...Темный дуб склонялся и шумел.
М. Лермонтов
Телефон молчит в ночи,
Дикий ветер бьется в рамы.
Что же сетовать, начни
Третий акт житейской драмы.
Будет действо сведено
В зале, где идут поминки.
Прошлой жизни полотно
Надо распустить по нитке,
И всему наперекор
В мутном сплаве амальгамы
Разглядеть судьбу в упор
В переплете старой рамы.
До чего ж она пуста:
Бабы да катанье с горок...
Трудно начинать с листа
В тридцать и с копейки – в сорок.
И нелепо дорожить
Прочерком деяний в смете,
И всего сложнее – жить,
Ибо жизнь страшнее смерти.
И уже не оправдать
Ни застолья, ни похмелья.
Да и щуки не видать
За твоей спиной, Емеля.
И нельзя в тепле свечи
С головой уйти, как в сено,
В сладкий сон и спать в ночи
Без вина и седуксена .
Спать... Но это не дано.
Видно, срублен дуб старинный.
Хочется уйти на дно
Затонувшей субмариной...
1986
ОТРЫВОК
Игорю. Меламеду
...Упала тьма и подступил озноб,
И жар вконец защекотал и донял,
Когда он тронул свой горящий лоб
Легко и быстро, словно печь – ладонью,
И разглядел светильники в ночи,
И пристальней вгляделся в звездный хаос:
Их было семь... и острие свечи
Зловещее
над каждым колыхалось...
И ветер дул, неся в ноздрях песок,
И голый путь был холоден, как полоз,
И – от безумия на волосок –
Он услыхал идущий с неба голос
И оглянулся, и повёл плечом, –
Была темна безлюдная дорога,
Но голос шел невидимым лучом,
И плавились слова в душе пророка.
И в ухо, как в помятую трубу,
Текло дыханье воздухом горячим,
Подсказывая верному рабу
Посланье в назидание незрячим ,
Посланье в назидание глухим,
Как приговор и страшное возмездье...
И замер Иоанн, когда над ним
Застыло роковое семизвездье,
Когда запели трубы и когда
Под всадниками захрапели кони
И вспыхнула зловещая звезда –
Полынь-звезда на мутном небосклоне…
1986
ОСЕННЯЯ ДОРОГА
( Магистрал Венка сонетов )
По дороге в Загорск понимаешь невольно, что осень
Растеряла июньскую удаль и августа пышную власть,
Что дороги больны, что темнеет не в десять, а в восемь,
Что тоскуют поля и судьба не совсем удалась.
Что с рожденьем ребенка теряется право на выбор,
И душе тяжело состоять при раскладе таком,
Где семейный сонет исключил холостяцкий верлибр
И нельзя разлюбить, и противно влюбляться тайком...
По дороге в Загорск понимаешь невольно, что время –
Не кафтан и судьбы никому не дано перешить,
Коли водка сладка, коли сделалось горьким варенье,
Коли осень для бедного сердца плохая опора...
И слова из романса: «Мне некуда больше спешить...»
Так и хочется крикнуть в петлистое ухо шофера.
* * *
От мировой до мировой,
Ломая судьбы и широты,
Несло героев – головой
Вперед – на бункеры и дзоты.
И вот совсем немного лет
Осталось до скончанья века,
В котором был один сюжет:
Самоубийство Человека.
Его могил, его руин,
Смертей от пули и от петли
Ни поп, ни пастор, ни раввин
В заупокойной не отпели.
И если образ корабля
Уместен в строчке бесполезной,
То век – корабль, но без руля
И без царя в башке железной.
В кровавой пене пряча киль,
Эсминцем уходя на Запад,
Оставит он на много миль
В пустом пространстве трупный запах.
Но я, смотря ему вослед,
Пойму, как велика утрата.
И дорог страшный силуэт
Стервятника в дыму заката!..
1990
ПРОГУЛКА
Во мне воспоминаний и утрат
Уже гораздо больше, чем надежд
И радостей,
А потому не буду
На будущее составлять прогнозы,
Но хочется воскликнуть невзначай:
«Как быстро мы состарились, приятель,
От Пушкина спускаясь по Тверскому!..
И радости,
Которыми, казалось,
Пропитан воздух,
Поглотил туман.
И женщины,
Которых мы любили,
Уже старухи...»
Дует ровный ветер,
Кленовый лист влетает в подворотню,
И я приподнимаю воротник.
На мне чернильно-синие штаны
И скромное пальто из ГДР –
Страны, не существующей на свете...
1990
* * *
Невесело в моей больной отчизне,
Невесело жнецу и соловью.
Я снова жду слепого хода жизни.
А потому тоскую или пью.
Невесело, куда бы ни пошел, –
Везде следы разора и разлада.
Голодным детям чопорный посол
В больницу шлет коробку шоколада.
Освободясь от лошадиных шор,
Толпа берет билеты до америк ,
И Бога я молю, чтоб не ушел
Под нашими ногами русский берег...
1990
* * *
Я просыпаюсь в час самоубийц,
В свободный час, когда душа на воле
И люди спят, а не играют роли,
И маски спят, отлипшие от лиц.
Я просыпаюсь в час, когда сирень
Трагедию являет в палисаде
И мечется морской волной в ограде
Штакетника, и в шапке набекрень,
Познавший по окуркам все сорта
Заморских сигарет и злые муки,
Блуждает бомж, и голубые мухи,
Как искры, вылетают изо рта.
Я просыпаюсь в час, когда метла
Еще не шарит по пустым бульварам,
И ужас бытия ночным пожаром
Тревожит жизнь, сгоревшую дотла.
1994
КАЛУЖСКИЕ СТИХИ
Ольге Чулковой
Нет, пожалуй, печальней небес,
Чем над нашей осенней равниной.
Облака надвигаются без
Суеты рококо, и лепниной
Небогато пространство для дум
О развалинах дивного замка,
И невольно приходят на ум –
Штукатурка, известка, изнанка,
Пожелтевших белил густота,
Воронье над развалом помойки…
И такая вокруг пустота,
Словно ты на заброшенной стройке,
Что уперлась в небесную твердь
Арматурою и кирпичами.
О, не с нас ли, Всевышний , ответь,
Началось в небесах одичанье ?!.
Ни плывущих в закате бород,
Ни видений воздушного цирка… –
Только белого света разброд
И дождливое небо из цинка.
1994
* * *
В.К.
Я поздно пойму, что за сказочный дар –
Твое обнаженное тело,
Когда возникает взаимный пожар
Любви за чертою предела.
И хочется эти мгновенья продлить,
Из прошлого взяв по осколку,
Пока между нами незримая нить
Еще не ослабла,
поскольку
Всему в этой жизни приходит конец,
Не долго веревочке виться.
Осталась зола от горенья сердец,
И надобно остановиться.
Октябрь разбросает листву по полям,
Бореем пройдется по лесу,
И нас навсегда разведут по полам,
По признакам, по интересу,
По призракам полузабытых дорог,
Едва различимых под илом,
По судьбам, которые выдумал Бог,
По разным углам и могилам…
1994
* * *
Напрасно … Н е проси
У Господа, простак,
Ни запоздалый кров,
Ни запоздалый ужин.
Ты появился здесь
Совсем не просто так,
Востребован судьбой
И для чего-то нужен .
Как, скажем, мотылек –
Для пламенной свечи,
Как бледный стеарин –
Для ассирийской меди…
Не знаю, почему
Мерещится в ночи
Томительный финал
В пошлейшей из комедий,
С которой ты уйдешь,
Когда придет пора
Явиться на коне
Безумному ковбою…
Всего не объяснить
При помощи пера,
В пустой бессонный час
Беседуя с собою.
Но можно поглядеть
На контур фонаря,
Что отразился весь
В провинциальной луже,
И аллилуйю спеть,
За все благодаря ,
И вспомнить про друзей,
Чья жизнь сложилась хуже.
1995
* * *
В осеннем парке мечется Борей,
Пестрит в глазах от желтой круговерти,
Ложащейся к подножью фонарей
В глухом порыве коллективной смерти.
Сдувает поколение с берез,
И мы, бренча монетами в кармане,
Выходим на медлительный откос,
На музыку в кочующем тумане.
Что значат наша долгая любовь
И романтизм души, почти ребячий,
Пред этой силой, холодящей кровь,
Пред облаками над рекой рябящей?..
Что поздняя хвала и похвала? –
Они не стоят ничего, ей-богу,
Как серая халва и пахлава,
Досаду вызывая и изжогу.
Но за кустами издали видна
Дощатая площадка мокрой сцены.
На ней мы выпьем горького вина,
Еще не вечер, мой дружок бесценный!..
<1996>
* * *
Лишь подводя итоги в декабре,
И глянув на судьбу с другого бока,
На годы, что построились в каре,
Поймешь, как жизнь пуста и одинока.
Где этот мальчик, в солнечном окне
Следящий белый крестик самолета,
Гудящего в осенней тишине,
И римскую пятерку перелета,
Скользящую по небесам на юг?..
Где шалопай , лежащий на соломе,
Который выбрал в скопище наук
Науку грусти, что таится в слове?..
Где эти люди, родина и мать?..
Лишь призраки толпятся у порога,
И продолжает сигарету мять
Рука непроизвольно, и у Бога
Бессмысленно просить за мир, увы,
Людей исчезнувших из обихода
Без суеты и горестной молвы
В той очереди серой, как пехота,
Где ты стоишь, придвинувшись уже
К самой решетке, за которой бездна
Ревет, как зверь – в подземном гараже,
И просьба о пощаде бесполезна…
1996
* * *
М. Х.
В Сокольниках сентябрь.
И я к Преображенской
До станции метро
Шагаю через мост.
А под мостом ленивая вода
Течёт уклончиво,
Как бы издалека
Рождая эхо,
И печалью женской
Тревожат душу
Осень и река.
И видятся дома,
Стоящие на склоне,
И голубой дымок,
Ползущий от люля ,
Зеленое пальто
И баба на балконе
На фоне простыней
И прочего белья...
Всё кружится в лучах
Червонного заката,
Уплывшего туда,
Где ночь и перегной,
Но женское лицо,
Любимое когда-то,
Опять, как наяву,
Опять передо мной.
Проходят наши дни
В квартире на девятом
Высоком этаже ,
Где музыка и свет...
Но столько лет прошло!
И больше ни тебя там,
И ни меня давным -
Давно в помине нет.
И что тебе сказать? –
Что жил певцом опальным
Под сенью то серпа,
То нового орла,
Что проживаю я
В другом районе спальном,
Что, вроде бы, женат,
И мама умерла...
А за окном прошли
Немыслимые сроки.
Тебе ж и тридцати
Веселых лет не дашь...
И может, потому
Пишу я эти строки,
Чтобы убить в душе
Еще один пейзаж.
1997
* * *
Геннадию Чепеленко
Ночной больничный двор
Слегка присыпан снегом.
Слетаются к стеклу
Снежинки, словно моль.
И корпуса молчат.
Они сравнимы с неким
Угрюмым банком, где
Накапливают боль.
В палате, у окна
Отыскивая спички
И пачку сигарет,
Я слышу, как впотьмах
За лесом иногда
Проходят электрички,
Квадригами колес
Вздымая снежный прах.
И снова тишина.
Морозом, как наркозом,
Прихвачена земля
И голые кусты.
Мы в темноте лежим,
Как бревна – по откосам,
Пред болью подступающей пусты
Душою...
Но давай
Пошарим по сусекам,
Остаток дней своих
Сжимая в пятерне,
Давай поговорим
С быстролетящим снегом
И поглядим на мир
При медленной луне...
1998
* * *
Когда-нибудь настанет крайний срок,
Для жизни, для судьбы, для лихолетья.
Исчезнет мамы слабый голосок
И грозный голос моего столетья.
Исчезнет переплеск речной воды,
И пёс, который был на сахар падкий.
Исчезнешь ты, и легкие следы
С листом осенним, вмятым мокрой пяткой.
Исчезнет всё, чем я на свете жил,
Чем я дышал в пространстве оголтелом .
Уйдет Москва – кирпичный старожил,
В котором был я инородным телом.
Уйдёт во тьму покатость женских плеч,
Тех самых, согревавших не однажды,
Уйдут Россия и прямая речь,
И вечная неутоленность жажды.
Исчезнет бесконечный произвол
Временщиков, живущих власти ради ,
Который породил, помимо зол,
Тоску по человечности и правде.
Исчезнет всё, что не сумел найти:
Любовь любимой, легкую дорогу...
Но не жалею о своем пути.
Он, очевидно, был угоден Богу.
1997
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |