ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
Царскосельская премия была учреждена в 1993 году в Петербурге как частная премия, девиз которой «От художника художнику». Формула ее присуждения «за творческий вклад в развитие российской культуры и искусства и укрепление международных культурных связей». Лауреатами премии за прошедшие годы стали более семидесяти известнейших деятелей культуры и меценатов от Мстислава Ростроповича и Джорджа Сороса до Юрия Шевчука и Александра Дольского. Тем не менее, премия несёт принципиальный оттенок вторичности: всякий раз имена выбираются абсолютно беспроигрышные, уже увенчанные многими наградами, так что порой ситуация выглядит несколько сомнительно, напоминая награждение олимпийских чемпионов почетной спортивной грамотой районного масштаба с финансовым наполнением в 500 долларов. Судите сами, в этом году среди лауреатов польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси, народная артистка РФ Инна Чурикова, народный артист СССР Кирилл Лавров, народный артист РФ Станислав Ландграф, поэты Александр Кушнер и Катерина Файн, исполнитель романсов Геннадий Бойко, критик Наталья Иванова, драматург Николай Коляда.
Александр Кушнер, с которым мы беседуем сегодня, до получения Царскосельской премии уже был лауреатом Государственной премии РФ, двух Пушкинских премий немецкой, фонда Тёпфера, и РФ и петербургской литературной премии «Северная Пальмира».
Мне кажется, когда Царскосельскую премию присуждают поэту, в этом есть некий скрытый комизм, потому что все помнят пунинскую фразу, адресованную Ахматовой, о том, что она поэт местного, царскосельского, значения.
В ответном слове лауреата я тоже это вспомнил и сказал, что теперь и я поэт царскосельского значения, и в этом есть даже что-то приятное. Хотя я бы предпочел, чтобы не было никаких премий. Просто платите поэтам достойные гонорары. В конце концов, до 60 лет я не получал никаких премий. Первой моей премией была Государственная, потом сразу «Северная Пальмира». В советские времена мы презирали лауреатов. А премиальная мания началась уже в новые времена и, думаю, она связана с Нобелевской премией Бродского. Вдруг все сообразили, что есть такой институт поощрения, и начался настоящий ажиотаж. Но судить о поэте по тем премиям, которые он получил, совершенно невозможно. Мандельштам не получил ни одной премии, и это для всех нас укор и пример скромности. Я не уверен, получил ли бы он ее сегодня.
Инструмент поэзии это наш замечательный русский язык. По Вашим наблюдениям, что сейчас происходит с поэтическим языком? Бытовой, да и во многих отношениях, профессиональный язык СМИ испытывает натиск англицизмов, абсценной лексики и молодежного сленга. Помню, довольно давно Вы говорили, что для Вас совершенно невозможно в поэтической речи слово «сосиски». А что невозможно теперь?
Конечно, язык это нечто органическое, живое, он меняется, вводятся новые нормы. Помню, как мне не нравилось «Подскажите, который час» лучше говорить: «скажите». Но потом смиряешься с этим, потому что все так говорят. Засилье же английских слов, связанных с техникой и бизнесом это уже серьезнее. Наверное, и эти слова можно вводить в стиховую речь, но делать это нужно сознательно и, может быть, иронично, играть с таким словом. В конце концов, и Пушкин это делал: «Но панталоны, фрак, жилет /Всех этих слов по-русски нет». Он сыграл на этих словах. Стиховая речь должна обновляться, но очень умело. Что касается молодежного сленга, то надоели все эти «кенты-менты». У покойного Бориса Рыжего это получалось, а у подражателей, как всегда, нет. Любой сленг обречен: ну, кто сейчас помнит всех этих «чувих» 60-х? Жизнь сленга коротка, а поэт все-таки надеется, что его стихи будут читать хотя бы через 50 лет. А нецензурная брань в стихах… Увлечение Барковым совершенно не понимаю, да и поэт плохой. Я ведь и с Бродским спорил по этому поводу, мне не нравилась его уголовная лексика в лирических стихах. Сатира другое дело. Аристофан употреблял сниженную лексику, и она была уместной. Но в лирическом стихотворении «серпом по яйцам» зачем? Зачем портить свои же замечательные стихи? Пушкин поступал более осмотрительно: он как бы ставил перегородки между лирикой и эпиграммой или дружеским посланием. Там многое позволено. А если ты пишешь лирические стихи или стихи, обращенные к Господу Богу или его заменителю это другое дело.
А что такое вдохновение? Особое состояние?
Пушкин замечательно это определял как расположенность души к восприятию впечатлений. Лучшая организация речевого материала. Вдохновение это желание написать стихотворение, когда слова приходят сами, поэтическая мысль рождается каким-то неведомым образом в твоем сознании. Для меня свидетельство вдохновения это три звездочки над стихами, когда не знаешь, как назвать стихотворение. Как сказал Мандельштам: «Я хотел бы ни о чем еще раз поговорить». Вдохновенный разговор ни о чем. Я, например, заметил, что у Зинаиды Гиппиус, которую я совсем не люблю как поэта, нет таких стихов, у нее каждое стихотворение названо. Она всегда знала, о чем пишет, а поэт, садясь к столу, этого не знает. А если даже и знает, то сами стихи благодаря рифме, ритмике, все равно выведут его на новый неожиданный уровень. Вот это будет плод вдохновения. И еще: эти три звездочки над стихами как выход к настоящим звездам, в бесконечность, в космос. Вот что такое поэзия.
Складывается впечатление, что писателей, а, тем более, поэтов сейчас больше, чем читателей. Не помню, из какого источника эта цифра, но кто-то официально подсчитал, что в России пятнадцать тысяч версификаторов, вполне сносно пишущих стихи по-русски. Вас это не пугает?
Пугает. И я думаю, что не пятнадцать, а сто пятьдесят тысяч. Но недавно меня утешил собеседник-литератор, сказав, что в Исландии стихи пишут все. Разве можно человеку запретить писать стихи? Пусть пишут. Стихи это лекарство. Стихами мы спасаемся от депрессии. Пусть как можно больше людей пишут стихи, прозу, все, что угодно, только пусть они, являясь любителями, не считают себя поэтами.
Где же проходит грань между любителем и настоящим поэтом?
Если пишущий человек читал Пастернака, Мандельштама, Ходасевича и Кузьмина, и при этом продолжает писать стихи, то он, возможно, и поэт. А если он ничего этого не читал, но пишет стихи, то ничего ему уже не поможет, и никогда ему настоящих стихов не написать. Поэзия это искусство, а искусство требует опоры на предшественников. Точно так же и в музыке. Не надо заново пытаться написать сонату Бетховена, надо ее знать, чтобы оттолкнуться от нее и сделать что-то новое, идти дальше. По моим наблюдениям очень многие, пишущие стихи а я бесконечно получаю письма со стихами изобретают заново велосипед. Вот вам тот самый водораздел.
Парадоксальная ситуация: пишущих много, а публики мало. Кто приходит на поэтические вечера? Коллеги по цеху, а также родственники и знакомые.
Мы привыкли к большим аудиториям, собиравшимся в советские годы, потому что тогда казалось: вот Евтушенко прочтет стихи, а завтра вместо Хрущева будет кто-нибудь получше. Поэзия заменяла публицистику. Толпы народа и конная милиция. Конечно, это неестественно. Для публицистики есть газеты и телевидение. А задачи поэзии совсем другие. Поэзия обращается к человеку, к его сердцу, к его уму, и говорит что-то такое, о чем человек думает в редкие минуты наедине с собой: о смысле жизни, или об отсутствии смысла, о любви или об ее отсутствии, о смерти, о красоте этого мира, о грусти, которая в нем присутствует и т.д., и т.д. Вечные поэтические темы, они всегда будут нужны. Я думаю, что всегда существует некий процент людей один из ста или один из тысячи, которым поэзия необходима. Это не так мало, если учесть, что говорящих на русском языке в мире сейчас около двухсот миллионов. И эти люди, уверяю вас, счастливее тех, кто равнодушен к поэзии. Если бы мне предложили прожить жизнь заново очень богатым человеком яхта, вилла на Капри, клуб «Челси», я бы отказался. Правда. Стихи важнее.
Я думаю, что дар, который тебе дан от Бога это уже подарок.
Очень долго бытовал романтический миф о голодном художнике. Сейчас он сменен масскультным мифом о художнике успешном. Художник, по новой идеологеме, просто обязан быть богатым и знаменитым. Какой миф опаснее для художника?
Оба никуда не годятся. Столько разных случаев, которые не укладываются ни в ту, ни в другую схему. Ван Гог был беден, а Тициан богат. Филонов был необласкан, а Кончаловский, напротив, успешен. У нас принято думать, что художнику требуются несчастья, чтобы создать что-то выдающееся. Но Пруст был богатым человеком, ни в чем не нуждавшимся, и это один из лучших прозаиков на свете. Лев Толстой, Некрасов были богатыми людьми. Пушкин проигрывал в карты, при этом он был крепостником, эксплуататором, царь, кстати, давал ему колоссальные суммы. Но все это абсолютно ничего не значит. Талант всегда проявится независимо от условий, в которые человек поставлен. Пруст был счастлив? Нет. А Грэм Грин, замечательный прозаик не понимаю, почему он не получил Нобелевскую премию время от времени играл в русскую рулетку, т.е. стрелялся, возвращая себе ощущение жизни, спасаясь таким образом от депрессии. Можно ли считать его счастливым? Эти примеры можно множить бесконечно… Конечно, существуют совершенно страшные судьбы: Ван Гог, Мандельштам… А что сделали с Шекспиром? Кто он был? Великий человек не имеет ни лица, ни биографии, ничего… Как бы в назидание всем, чтобы не слишком увлекались собственными заслугами.
Как Вы думаете, а могут ли сейчас быть замечательные, но неизвестные поэты? Ведь в массовое сознание усиленно внедряется миф, что не бывает неизвестных гениев, гений всегда заметен и успешен. Есть и еще одна формула: то, что не тиражируется, не существует.
Скажем так: не может быть ошибки в будущем. Время все расставит по своим местам. В прошлом не пропущен ни один гений. Фета никто из современников не считал большим поэтом, футуристы смеялись над ним. Анненский был неизвестен широкой публике, а сегодня нельзя стихи писать, не зная его поэзии. Значит тот, кто сегодня не известен, но заслуживает внимания, обязательно его получит в будущем. Увы, может быть, и посмертно. Конечно, Пушкина современники знали, и Некрасова знали, и Блока знали, а Баратынского нет. Но мы-то знаем. И радуемся этому.
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |