ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
***
В тот час, когда убьют Меркуцио
И на дворе начнет смеркаться, –
Какая чудная конструкция
Двух фраз, никак с ней не расстаться,
Хотя она вполне бессмысленна
И у Шекспира всё иначе,
И к бреду может быть причислена
В жару июльскую на даче.
В тот час, когда пришьют Полония
И полночь всё собой заполнит, –
Какая сила посторонняя
Мне эту сцену вдруг напомнит,
Хотя и здесь переиначена
Суть и совсем не к месту жалость, –
Зато фонетикой всё схвачено,
«А жить так мало оставалось…»
***
Мне нравится тот миг, когда на кораблях
Спускают флаг – и то сказать: во тьме не видно,
Какого цвета он, все – черные впотьмах,
И ни одной стране нисколько не обидно,
И можно в темноте датчанина принять
За немца, например, а немца – за француза.
Страна родная днем придвинется опять,
А ночь убеждена, что родина – обуза.
***
Поле в Прибыткове было в люпинах
Синих, казалось, мы едем вдоль моря,
Здесь и наяды должны быть в глубинах,
И Посейдон здесь поселится вскоре,
И хорошо бы спустить сюда лодку
С избами рядом, прогулочный катер.
Пусть живописец возьмет в обработку
Даль эту, шелк этот, синюю скатерть.
В сущности, дело не в сути, а в цвете,
Не рассужденье, а преображенье
Лечит и жить помогает на свете,
Может быть, это и есть приближенье
К главному смыслу средь горя и пыток
Наших телесных, душевных, – возможно,
Это и есть наша прибыль, прибыток,
Не обобщай, говори осторожно.
***
Так ветер куст приподнимал,
Такой клубился белый цвет,
Плеча касаясь моего,
Как если б Тютчев мне сказал:
Зайдите, будет только Фет
И вы, а больше никого.
Так в темноте белел жасмин,
Что полуночник, проходя,
Как в круг магический, входил, –
И жизнь без следствий и причин
Вдыхал, как вечность, обретя
Прилив счастливых, юных сил.
О чем мы будем говорить?
Что могут мне они сказать
И что сказать смогу я им?
О двух столетьях, может быть?
Зачем же так их огорчать?
И Тютчев скажет: Помолчим.
***
О, если б кто прозрел, действительно, прозрел,
Увидел всё, что есть вокруг, слепорожденный!
Как испугался б он, быть может, онемел.
Так вот что значит цвет, вот он какой, зеленый!
Какими он людей увидел бы, людей,
Их руки, их тела, их головы и уши!
А улица, дома, стоящие на ней,
Кто б думал, что они так выглядят снаружи!
А это что вверху, неужто облака?
Неужто облака? Просил бы: помогите!
Они и впрямь плывут, колышутся слегка,
В каком они летят невероятном виде!
А это что? Трава? А под травой песок?
Какие-то штрихи, мерцание и пятна.
Евангелисту двух хватило беглых строк:
Прозрели – и пошли. Как странно, непонятно!
***
Слониха топталась одною ногой
На тумбе, похожей на стул винтовой
Из тех, что стоят при концертном рояле,
Другие же ноги, как ветви, торчали,
Над желтой ареной, и хобот трубой.
Слониха вздымалась, похожа на дуб.
И жизнь, даже если кому-то наскуча ,
Казалась ненужной, он видел, что глуп, –
Так эта слониха умна и могуча
И накрепко ввинчена в жизнь, как шуруп.
И многому может его научить:
Смиренью, терпенью, любви к дрессировке,
А главное, можно ли жизнь не любить,
Когда цирковые слонихи так ловки:
Солидная стойкость и детская прыть!
***
Я вермута сделал глоток
И вкусом был тронут полынным.
Как будто, тоске поперёк,
Я встретился с другом старинным.
Давно мы не виделись с ним,
И сцены менялись, и акты,
И он, – сколько лет, сколько зим! –
Спросил меня тихо: Ну как ты?
Бокал я чуть-чуть наклонил
С полоской, идущей по краю,
Помедлил, еще раз отпил
И честно ответил: Не знаю!
***
Ваших снимков разноцветный ряд
Сделан за день или за неделю.
Спрячьте, спрячьте фотоаппарат,
Не показывайте Рафаэлю!
Уберите, есть же рукава,
Или в стол, в карман, под одеяло!
А иначе разве папу Льва
Написал бы он и кардиналов?
Папа важен и одутловат,
И все трое в красном, ярко-красном.
Уберите фотоаппарат
С объективом суетно-бесстрастным!
За спиной у них клубится мгла,
Тем острей их зоркость и смекалка…
Вы же видите, к чему пришла
Живопись сегодня – вам не жалко?
ДЕВЯТЬ ТОПОЛЕЙ
Вот девять тополей стоят в одном ряду.
Зачем мне надо знать, что девять их, – не знаю!
Но я их сосчитал, как будто на посту
Стоящих, стройный ряд – не группу и не стаю.
И более того, когда случится мне
Еще раз здесь пройти, пересчитаю снова,
Как если был бы я уверен не вполне
В себе; быть может, в них? Ну да, а что такого?
Где девять, почему б десятому не быть?
Подвинулись чуть-чуть –
и встал меж них десятый.
Ты спросишь: для чего? А чтобы удивить
Меня. Волшебный ряд, дымящийся, крылатый!
НОВЫЕ ОКНА
Теперь не форточка, теперь окно на треть
У нас откинуто внутрь комнаты под острым
Углом – и холодно под ним зимой сидеть.
Ни пакли нет теперь, ни ваты – всё так просто.
Ты в ногу с временем идешь, ты не отстал
И консерватором тебя считать нет смысла.
Стекло наклонное похоже на кристалл,
Как грань кристальная, оно, кренясь, нависло.
И замечательно, что рамы нет второй,
И вспомнишь старые стихи про раму эту,
Как выставляется она весной, весной!
Спасибо Майкову ! (а ты подумал: Фету?)
Другой сквозь форточку, взывая к детворе,
Какое, спрашивал, у нас тысячелетье?
Нет больше форточки. А мальчик во дворе
Еще подумает чуть-чуть и скажет: третье!
***
…Не просишь ни о чем, не должен никому.
М Ломоносов
Учитель, врач, механик, офицер,
Садовник… Есть с кого нам брать пример
Достоинства, и скромности, и чести.
Не надо обольщений и химер,
А также поклонения и лести.
И слава – дым, не стоит жить в дыму.
Мирская власть ни сердцу, ни уму
Не служит, и в богатстве счастья нету.
Зато и впрямь не должен никому
Кузнечик, – как люблю я фразу эту!
Земная жизнь… Среди ее даров
Один из лучших – стройный лад стихов.
Не заносись! Ты скромным занят делом.
И хорошо бы съездить в Петергоф
И побродить по травам запотелым…
***
Электроконтроль , приходивший на дачу –
Суровая женщина нас проверяла,
Но я аккуратен и взгляда не прячу,
Нам счетчик на новый сменить приказала,
Какой? – двухтарифный . Такую задачу
Поставила твердо, он стоит немало.
Ушла, а на столике ручку забыла,
Дешевую, с черным внутри капилляром,
Прозрачную, новую, что ж, очень мило!
Сначала я пренебрегал этим даром,
Но склонность я к черным питаю чернилам
И, можно сказать, к канцелярским товарам.
И вот я пишу ею. Жесткая ручка,
Привыкшая к цифрам и строгим подсчетам,
Теперь привыкает к моим закорючкам
И строчкам – и не возражает, чего там!
Не к сметам, а к рифмам, не к суммам, а к тучкам,
И втайне довольна таким поворотом.
***
Композитор Вентейль ставил ноты в романе Пруста
На пюпитр в ожиданье гостей: вдруг они сыграть
Его что-нибудь всё же попросят? Как это грустно!
Не попросят. Он гений. Откуда им это знать?
Он волшебник. В Париже уже и сейчас сонату
Знатоки его ценят: умрет – будет жить в веках.
А пока пусть он музыке учит детей, по саду
Бродит или беседует с гостем о пустяках.
И такой вариант, вообще говоря, не редкость.
Не одно, можно несколько славных имен назвать.
Помогает успеху столичность , а также светскость.
А сочувствие, вспомни, дается, как благодать.
Этот мир так огромен – и в эту его огромность
Вплетена, словно нить, чья-то вьющаяся тропа.
А еще есть особое свойство такое: скромность.
А другое названье ему, может быть, судьба.
***
Есть разница между метелью и вьюгой,
Но как объяснить ее? Я бы не мог.
Одна закруглить постарается угол,
Другая повыше поднять завиток.
Метель нас плетьми обвивает тугими,
И вьюга прерывистым делает шаг,
И разницу чувствуем мы между ними,
Но определить не беремся никак.
И так ли им надо, чтоб их различали,
И снег, словно маска, лежит на лице.
Ну, разве что к мягкому знаку в начале
Одна обратилась, другая – в конце.
А гость, перед дверью снимая ушанку
И плечи охлопав себе и бока,
Дымится, вокруг себя белую манку
Рассыпав, и нам объясняет: пурга!
***
У Коробочки в комнате были картинки с птицами
И меж ними портрет Кутузова, – что за бред!
Что за прелесть! Ну, Гоголь! С затейниками, тупицами ,
Хитрецами, которых хитрей в целом мире нет.
И когда, например, говорит у него Коробочка:
– Что за странный товар, лучше я вам пеньку продам! –
Хочется посмотреть за окно и увидеть облачко
Или дерево, так эти двое противны нам.
Неприятны, противны, и все-таки даже весело,
Потому что смешно. Потому что глупа она,
Но хитра. И как будто однажды вселился бес в него.
И чуть-чуть страшновато. Но жизнь вообще страшна.
АРЛЬСКИЕ ДАМЫ
Арльские дамы, у них и на шали узор
В мелкий цветочек, у них и в руках по букету.
Ну и на клумбах такой же счастливый набор
Ярких цветов, ни пышней, ни пестрей его нету.
Так почему ж эти арльские дамы мрачны?
Так почему же цветы их не радуют эти?
Словно их мучает темное чувство вины,
Словно, горюя, они за Ваг Гога в ответе.
Желтый, карминный, оранжевый, розовый цвет.
Ах, и дорожки извилисто-мягки, не прямы.
Он же для вас легкомысленный выбрал сюжет,
Что ж вы его так подводите, арльские дамы?
***
Е. Кушнеру
Мадонна, конечно, была итальянка,
Голландка, смотри Рафаэля, ван Эйка :
Какая прическа, какая осанка
И плечи…уж точно, она не еврейка!
Какой соблазнительный вырез на платье,
Чтоб видели шею, – большой, полукруглый!
А если не в поле, а дома, то кстати
И пол мозаичный, и угол не утлый,
Не бедный, не темный, и тут же колонны
Дворцовые и вообще балюстрада,
А за балюстрадой пейзаж отдаленный,
И шпили, и башни, морская прохлада.
А Мемлинг представил такой белокожей
Ее и в таком безупречном наряде,
И жемчуг мерцает, и даль, и прохожий
В витражном окне за плечом ее, сзади.
Она ли, печалясь за всех и радея,
Спасает несчастных, жалеет голодных?
А та, что в убогой жила Иудее,
Себя узнает ли на чудных полотнах?
***
Д. Чекалову
Ты море носишь теперь в кармане,
Оно колышется на экране,
Когда захочешь, оно шумит,
Переливается, как в стакане,
И на пол вылиться норовит,
Но не прольется. В его тумане
Белеет парус – волшебный вид!
Его ты пальцем подвинешь справа
Налево, пена пышна, курчава,
Шуршанье гальки, волны накат.
Такая маленькая забава
В руках, как зеркальце, – виноват,
Как жезл монарший или держава,
Не помню точно: айфон , айпад ?
Ни жить, ни чувствовать по старинке
Нельзя, – такие теперь новинки
На фоне бедных былых веков!
Любые улочки и тропинки
Доступны, выступы облаков
И замков, – походя, без заминки,
В обход мольберта, взамен стихов!
***
Не было б места ни страху, ни злобе,
Все б нам простились грехи,
Если бы там, за границей, в Европе,
Русские знали стихи.
Если б прочесть их по-русски сумели,
То говорили бы так:
Лермонтов снился в походной шинели
Мне, а потом – Пастернак!
Знаете, танки, подводные лодки,
Авианосцы не в счет.
Фет мимо рощи проехал в пролётке,
Блок постоял у ворот.
Май в самом деле бывает жестоким,
Гибельной белая ночь.
Разумом не остудить эти строки,
Временем не превозмочь.
***
Да, прекрасная затея,
Но какой кошмар кругом!
Не спросить ли Галилея
Ночью как-нибудь тайком,
Выбрав тихую тропинку –
Не парадные пути:
Может быть, пора в починку
Мирозданье отнести?
В нем какой-то непорядок,
Что-то надо подкрутить.
Звёзды чувствуют упадок
И усталость, может быть?
Сколько слёз! Ничто не мило.
Отвечает Галилей:
Боже мой, всегда так было!
Иногда еще страшней.
***
Говоришь, пустяк. Но так устроены
Мы, что мелочь сбить нас может с толку.
Чьим-то словом мы обеспокоены,
Или чью-то вспомним недомолвку.
В очереди нас толкнула женщина
И не извинилась почему-то.
Показалось или померещилось,
Странная нашла на сердце смута.
Заметался голубь под колесами
И пятном распластанным остался.
Говоришь, что надо быть философом.
Мир не рухнул, космос не взорвался.
Но и Кант на лекции стал хмуриться
И сбиваться с мысли то и дело,
Потому что у студента пуговица
Кое-как на ниточке висела.
***
Ребенку нравится, что на земле живут
Не только люди, – кошки тоже.
Собаки, голуби, вороны тут как тут,
А в зоопарк его однажды приведут, –
Ах, зебры, как они на вымысел похожи!
Ребенку кажется, что он – один из них,
Хвостатых, сумчатых, крылатых, полосатых,
Зубастых, в войлочных нарядах, в шерстяных,
Он видит родственников в них, друзей своих,
А не отверженных, судьбой в тиски зажатых.
В их равноправие с ним свято верит он,
Что уважения они достойны, ласки
И не глупей его. Смотри, как важен слон!
А волк у проруби лисицей посрамлен,
И все – участники одной волшебной сказки.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
В школе мне очень не нравилось средневековье.
Плох был учитель и скучен учебник – тоска!
Пытки, и казни, и всё было залито кровью,
И по Европе, как банды, бродили войска.
Сумрачно, холодно, ветрено, пыльно, жестоко.
Ни процветания, ни просвещения нет.
Хоть бы сказал кто-нибудь мне, что веточку дрока
Желтую к шлему прикалывал Плантагенет!
Хоть бы витраж показали лимонно-багровый,
Хоть бы скульптурный, похожий на заросли ряд,
Где Добродетель и Мудрость не слишком суровы
И на ребенка с туманной надеждой глядят.
Нет же, лишь дикость. И разум в железных оковах.
Да и в войне что они понимали? Ни бомб,
Ни пулеметов. И карточек нет продуктовых,
И эшелонов… Мой тихий, мой детский апломб!
***
Я читал об идее бессмертия у этрусков,
Эволюции их представления о загробной
Жизни, как постепенно из солнечной стала тусклой,
Стала мрачной, безрадостной и нежизнеспособной.
А сначала на стенах гробницы пиры писали
Желтой краской и красной в саду, под открытым небом,
Или танцы под музыку – и никакой печали,
И еще кладовые там были с вином и хлебом.
И домашняя утварь, включавшая стол и кресло,
И скамеечка рядом для ног – надо жить комфортно!
А потом это всё, к сожаленью, ушло, исчезло,
Всё, что так примиряло с гробницею, было стёрто.
Никаких развлечений и танцев на фоне сада,
Только в траурном шествии вдаль потянулись тени.
Может быть, что-то поняли? Может быть, так и надо?
Без цветочков и птиц, без иллюзий и утешений.
***
Прошла собака – и следы
От лап остались на бетоне
Сыром – теперь их видишь ты
На плитах, словно на ладони.
Не знаю, есть ли мир иной?
Смотри, как незамысловато
Ее бессмертье! В летний зной
Тащилась нехотя куда-то
Или бежала со всех ног,
И каждой лапы отпечаток
Похож на высохший цветок, --
Такой нечаянный остаток.
***
Может быть, кажется этим дубам и кленам,
Липам и вязам, что люди им только снятся:
Свойственно людям во мраке тонуть зеленом,
Под шелестящей завесой уединяться
Или, присев на скамейку на солнцепёке,
Щеки лучам подставлять после зимней стужи.
Любят они и кустарник ветвисторогий ,
Даже задумавшись, ловко обходят лужи,
К ним привыкаешь, в аллеях они гуляют
Десять лет, двадцать, им нравится блеск и тени,
Но непременно куда-то вдруг пропадают,
Были – и нет, наподобие сновидений.
***
Не жалею о том, что я жил при советской власти,
Потому что я прожил две жизни, а не одну,
И свободою тайной был счастлив, и это счастье
Не в длину простиралось, а исподволь, в глубину.
Было горестно, больно, но не было одиноко.
Понимал с полуслова, кто друг мне, а кто чужой.
И последнее стихотворенье больного Блока,
Пусть не лучшее, Пушкину верило всей душой.
И воистину в сумрак февральский, в слепую вьюгу,
А январская лютая власть к той поре прошла,
Мне как будто сквозь сумрак протягивал кто-то руку,
И вставала заря, и сирень впереди цвела.
И сирень зацвела, и воистину солнце встало,
Обновленною жизнью задарен я был второй,
И увидел Париж, и не то чтобы зла не стало,
Просто облик его – слепок с пошлости мировой.
А потом обступило нас третье тысячелетье,
Что-то в нем не заладилось, словно огонь потух.
Мне бы радоваться: это жизнь мне досталась третья!
Кто сказал, что она быть должна лучше первых двух?
***
Не в том беда, что мысль, а в том беда, что слово.
Насколько ж кисть, орган счастливей и резец!
Стихам не обойтись без языка родного,
На языке чужом стих жалок, как мертвец,
А если даже он и дышит, то иначе
И разевает рот, как рыба на песке.
Звучание стиха, – оно-то всё и значит,
Смысл гаснет без него, заходится в тоске.
Быть может, потому поэту и родная
Страна дороже всех: его бессмертье – в ней,
И как бы ни была свободнее чужая,
Сговорчивей, к морям припавшая, теплей,
Ему своей страны необходима участь
Счастливая, никто не озабочен так
Спасением ее, как он, и верит в случай,
В стихах своих всю жизнь превозмогая мрак.
***
Лежать ли в ящике, засыпанном землей,
На метра полтора уйдя в могильный слой,
Иль, в пепел превратясь , в вазоподобной урне,
Как греческий поэт, пастух или герой, –
Не все равно ли, где, хоть в Лавре, хоть в Ливурне .
Когда корабль сквозь мрак, сквозь жизни шум и гам
Подходит, наконец, к нездешним берегам,
О выгоде смешно заботиться последней,
Ее и нет, отдать метелям и снегам
Себя или цветам в изнеженности летней.
И в помощь мне даны не звон колоколов,
Не тягостный обряд и пение псалмов,
Не вечный блеск звезды или протуберанца,
Которым дела нет до скромных мертвецов,
А тихие стихи про дядьку-итальянца.
ЗАБЫВЧИВОСТЬ
Всё куплю, а спички позабуду,
Иль таблетку третью не приму,
Отвлеченный чем-то на минуту,
Позвоню, забывшись, не тому,
И себя ругая и жалея,
И смущая стоном небеса,
Вспоминаю бедного Тесея,
Перепутавшего паруса.
А ведь он, несчастный, был моложе
И в подземном мраке победил
Минотавра дикого – и что же?
Черный цвет на белый не сменил!
Знал бы он, от Крита отплывая
В темноте, тайком, на склоне дня,
Что его оплошность роковая
Утешеньем служит для меня.
***
Кораблик белый, двухмачт о вый
Моторный, парусный, пристать
К любому берегу готовый,
Увижу в сумерках опять.
Он выбрал самый каменистый,
Скалистый склон необжитой, –
Такие любят пейзажисты,
Пленяясь дикой красотой.
А может быть, им облюбован
Тот дикий берег потому,
Что в людях он разочарован
И век не нравится ему?
И политические игры
С политкорректностью слепой,
И артефакты, и верлибры,
И музыкальный сухостой.
Уснут безумцы и деляги,
Погаснут Запад и Восток...
И как звезда, всю ночь во мраке
Его мерцает огонек.
***
Арону Зинштейну
Художник работает быстро, быстрее меня.
Ему для портрета достаточно часа – и чудно!
И было мне видно подобие то ли огня,
Горевшего в нем, то ли мысли, владевшей подспудно
Им и заставляющей руку, державшую кисть,
Летать, замирать, как пчела над жасмином, кружиться.
Не есть, не жевать и, уж точно, зубами не грызть,
Вбирать безошибочно радость, а не копошиться.
Я видел холста оборотную сторону, мне
Была не видна, потерпи, сторона лицевая.
Но я, мне казалось, на том же сгораю огне,
Любя эту жизнь и художнику тем помогая,
И как не любить, даже муки и ужас терпя?
Да здравствуют пчелы! Искусство и есть садоводство.
Портрет получился. Я мало похож на себя.
Но горечь, но радость! А радость важнее, чем сходство.
ПИКОВАЯ ДАМА
Что-то в «Пиковой даме» такое было,
Что меня еще в детстве заворожило,
Не про повесть – про оперу говорю.
Так от музыки этой меня знобило,
Что Чайковского втайне благодарю.
Может быть, и Флоренция виновата,
Где писал композитор ее когда-то,
Зной Флоренции северу предпочесть
Пожелав, раззолочена, тесновата,
Виновата – и всё! Почему, бог весть!
Предвкушенье какого-то зла, удара,
Приближенье затейливого кошмара,
Дамы пик с ее бледностью гробовой.
Повторение: та-ра-ра-ра , та-ра-ра .
Из театра под снегом домой, домой.
Что-то в музыке есть, что страшнее слова.
Может быть, потому, что она готова
Так и этак мелодию повторить
Ту же самую: завтра вернется снова,
Как бы ты ни старался ее забыть!
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |