ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
1.
Моторный самолет, как сонная пчела,
Из детства залетел и пробудил волненье.
Гуди, гуди, внушай, что жизнь еще мила,
Что в жизни есть любовь и есть цветов цветенье.
Что в рюмочке коньяк и в чашке крепкий чай,
Увы, не для детей, но мальчик станет взрослым.
И что-нибудь еще, мотор, пообещай,
Что долгим будет путь и август плодоносным.
Смотри не затихай и, как бы замерев,
Как будто замолчав, с гуденьем возвращайся.
Моторный самолет, живущий нараспев,
Ты мал, ты устарел, но ты не огорчайся.
Билет не продадут на гулкий борт, пустой,
Но нынешняя спесь комфортная приелась,
А ты летал, когда полет еще мечтой
Ребяческою был – и в нем дышала смелость.
2.
«Могучий, некрещеный позвоночник,
С которым проживем не век, не два».
Как видишь, прорицание непрочно,
В пророчествах не много волшебства.
Поэт – плохая пифия. Хрусталик
Его туманят горести и пыл.
Ах, лучше бы он в самом деле ялик
Взял, по Москве-реке на нем поплыл.
Я не составлю перечень ошибок
Чужих, я сам обманываться рад.
Но лучше в плотной толще – стайка рыбок
И по воде скользящий беглый взгляд.
Жизнь вообще не наша ученица.
О, если б мог я на ухо шепнуть
Ему, что будет дальше, что случится,
Спасти, утешить, на воду подуть.
3.
Мне снился сон, что я поэт,
Что я живу в тридцать седьмом
И написать стихи мне надо
О том, кем воздух разогрет,
Кто подпирает жизнь плечом
И цифры копит для доклада.
Его уже и Пастернак
Одним из крайних двух начал
Назвал и перенес поближе
К стене кремлевской свой верстак,
Чтоб слог прямился и крепчал.
А Мандельштам еще напишет,
Века в свидетели призвав,
Чтобы Эсхил и Прометей
Имели голос в общем хоре.
Какое множество приправ,
Уподоблений и затей!
А Заболоцкий съездит в Гори.
И я во сне ищу строку:
Удастся первая строка –
И завязь, глядь, образовалась,
И всё придумать не могу,
Хочу начать издалека,
Чтоб лесть не так в глаза бросалась.
Мне неприятен этот бред,
И я испытываю стыд
Во сне, утешен мыслью тою,
Что там, где власть сошла на нет,
Там и поэзия хандрит,
Оставшись как бы сиротою.
4.
В музее двадцатых-тридцатых годов,
Когда бы такой был музей,
Портреты теснились бы полубогов,
Поэтов, не только вождей,
Прозаиков: видимо, Ильф и Петров,
Булгаков и Хемингуэй.
Был некий в них форс, элегантность была,
Вождей я в расчет не беру,
У Джойса пальто подвернулась пола,
И Зощенко плащ на ветру
Запахивал, покер – ночная игра,
Домой расходились к утру.
Быть может, война за плечами у них,
Грозящая новой войной,
Вливала в их музыку, прозу и стих
Оттеночек, призвук такой,
Не бил кулаком Шостакович поддых,
Покалывал тонкой иглой.
И Эзра, и Томас, и Жак, и Борис,
При разнице видимой всей,
Чуть что, поднести норовили сюрприз.
Мне б нравился этот музей!
Не снизу смотрел бы я, не сверху вниз,
А сбоку, как на Колизей.
5.
Опыт был грандиозен, оплачен
Кровью, вечность к себе примерял,
Был подхвачен, таким был горячим,
Что оплавил Кавказ и Урал,
И, казалось, уже Пиренеи
Собирались его перенять,
Альпы к той же склонялись затее:
Всех спасти и насильно обнять.
Разумеется, кроме богатых.
Избавленьем считался от бед,
А в каких отразился кантатах
И какими певцами воспет!
И троянским был эпосом назван,
И сознание новое нёс,
О, не только целесообразным
Был, но жегся и трогал до слез!
Есть в истории закономерность,
Он и был выраженьем ее.
Не архаику же, не пещерность
Каждый день поднимать на копьё!
Я ребенком застал этот ужас,
Я трагедию эту застал.
Посмотри: никому он не нужен.
Нет прощения. Полный провал.
6.
Цыган донашивает шляпу,
Что относили век назад.
Другой он мерке и масштабу
Принадлежит, чему и рад.
Ее носил товарищ Суслов,
Быть может, Молотов носил.
Жить восхитительно и грустно
И горько так, что нету сил.
Зачем всё это было с нами,
Зачем я помню мавзолей
С рядком стоящими вождями?
Не понимаю, хоть убей.
И кто, ответственный за моду,
Фетр назначает и велюр
Служить идеям и народу,
Кто этот сноб и самодур?
И как из времени цыгану
Так чудно выпасть удалось
С его подводой на поляну,
Как бы прорвав его насквозь?
7.
Всё не так угрюмо-стоеросово,
Как о том ценители твердят.
Шостакович, любящий Утёсова,
Вот счастливый смысл и верный взгляд
На талант, на интонационное
Мастерство, повадку и мотив,
А не прозябанье полусонное,
Примитивно-злой императив.
Я, когда читал воспоминания,
Это место в тексте подчеркнул.
Оркестровый блеск и придыхание,
Черноморский вал и влажный гул,
И моё, моё к нему доверие
В чутком детском возрасте, среди
Клеветы, вражды и лицемерия.
Не ленись, пластинка, шелести!
8.
КАРТИНКА ИЗ КУБИКОВ
Из кубиков почти что сложена картинка.
Ты видишь: это лев. Осталась в гриве брешь,
Да с кончиком хвоста произошла заминка,
Но время есть, поправь, еще чуть-чуть потешь
Себя, не торопись, последние пустоты
Заполни: вот он, зверь; кончается игра.
А то, что это лев, не огорчайся, что ты!
Мог заяц быть, мог слон, как серая гора.
Тебе достался лев. Ты справился с задачей.
Никто не виноват, что детство на войну
Пришлось, что пастью век дышал в лицо горячей,
Что жесткую тебе подкинули страну,
Что мрачные в ночах одолевали мысли,
Что грозный этот лев с козленком не дружил.
А всё же царь зверей! И кое-что о жизни
Ты понял лучше тех, кто уточку сложил.
9.
Мне не грозит клаустрофобия,
Ее я плохо понимаю.
Душа и к лифту приспособлена,
И к коридору, и к сараю.
Жить в сорокаметровой комнате,
Напоминающей дворцовый
Зал в украшениях и золоте,
Но лучше – в двадцатиметровой.
Я и купе люблю, и узкие
Каюты, палубы, перроны,
Вокзалы старенькие, тусклые,
Над ними сумрачные кроны.
Россия это как гарантия
От непонятной мне хворобы,
Но хорошо мне и в Голландии,
Да и в любом углу Европы.
Большие гавани и бухточки,
Весь этот мир люблю огромный,
Который подан, как на блюдечке,
Мне на балконе ночью темной.
10.
Побудем еще на земле,
Пусть жизнь нелегка – ничего!
Повертим бокал на столе
За длинную ножку его.
И вовсе не стыдно тщеты,
Не жаль уплывающих дней,
Меня умиляют цветы:
Ромашка, цикорий, кипрей.
Как если бы кто-то о нас
Подумал заранее здесь,
И радости тихой запас,
Как видишь, исчерпан не весь!
Тем лучше цветы, чем скромней.
Не надо напыщенных слов,
Стесняюсь ненужных затей
И громкоголосых стихов.
Как смысл ни случаен, ни мал,
Скептических стыдно гримас.
И Батюшков всё это знал
Еще лет за двести до нас.
И красная тень от вина
Отброшена на руку мне:
Смотри, как мерцает она
От влаги своей в стороне!
***
Рай – это место, где Пушкин читает Толстого.
Это куда интереснее вечной весны.
Можно, конечно, представить, как снова и снова
Луг зацветает и все деревца зелены.
Но, кроме пышной черемухи, пухлой сирени,
Мне, например, и полуденный нравится зной,
Вечера летнего нравятся смуглые тени.
Вспомни шиповник – и ты согласишься со мной.
Гости съезжались на дачу… Случайный прохожий
Скопище видел карет на приморском шоссе.
Все ли, не знаю, счастливые семьи похожи?
Надо подумать еще… Может быть, и не все.
***
Вот и я пасу своих овец,
Как Саул или Иосафат,
И гремит железный бубенец,
Вот и я возделываю сад,
И доволен мною Бог-отец:
Посмотри, лимон какой, гранат!
Сколько сердца вложено и сил
В это стадо, в скромный мой надел.
Эти строки: видно, что грустил,
Трепетал – и страх преодолел.
Если б я и вправду превратил
Их в овец, – давно б разбогател!
Но живут духовные плоды
По другим законам, – этот слог,
Признаюсь, в виду земной тщеты
Ни к чему мне: слишком он высок.
Скажем так: в стихи заглянешь ты
И увидишь, что не одинок.
***
Отца и мать, и всех друзей отца
И матери, и всех родных и милых,
И всех друзей, – и не было конца
Их перечню, – за темною могилой
Кивающих и подающих мне
За далью не читаемые знаки,
Я называл по имени во сне
И наяву, проснувшись в полумраке.
Горел ночник, стояла тишина,
Моих гостей часы не торопили,
И смерть была впервые не страшна,
Они там все, они ее обжили,
Они ее заполнили собой,
Дома, квартиры, залы, анфилады,
И я там тоже буду не чужой,
Меня там любят, мне там будут рады.
***
Вечерней тьмою был сведён на нет
И сад, и ели контур грандиозный,
И если в окнах церкви брезжил свет,
То свет, скорей всего, религиозный,
Оставшийся или от служб дневных,
Или молитв старушечьих, прилежных.
Есть в сельской церкви то, что городских
Людей влечет, и самых безнадежных.
Таких, как я, – сознанью вопреки
И горькой очевидности явлений.
А может быть, присутствие реки
И сумрачность шуршаний, шелестений
Поддерживали этот слабый свет
И сердцу втайне что-то говорили,
Не требуя ответить: да иль нет,
Не заставляя выбрать: или – или.
***
Лепного облака по небу легкий бег,
Такой стремительный, мечтательный такой!
Кто любит Моцарта, хороший человек,
Кто любит Вагнера, наверное, плохой.
Деревья голые еще, но в глубине
Души мне кажется, что есть у них душа, –
Про зелень вспомнили и вздрогнули во сне,
Апрельским воздухом взволнованно дыша.
Они листочками готовы встретить май
И просыпаются, и ветви тянут ввысь.
Словам о музыке, мой друг, не придавай
Особой важности, как к шутке отнесись.
Тот не обидит нас, кто любит облака,
Опасен тот, кому валькирии нужны,
Но и валькирии весной наверняка
Летают поверху и людям не страшны.
Весна-причудница шагает вдоль аллей
И легкомысленно глядит по сторонам.
Категорические заявленья ей
Не очень нравятся, не нравятся и нам!
***
В красоте миловидности нет.
Боже, как хороша миловидность!
Это отсвет скорее, чем свет.
И открытость, а вовсе не скрытность.
Это прядку со лба, не с чела
Подбирают, и детская мина.
И актриса такая была
У Феллини – Джульетта Мазина.
Совершенства не надо! Печаль
И доверчивость, полуулыбка.
И стихи я люблю, где деталь
Так важна, а значение зыбко.
***
Уточка словно впряглась и всю воду
Хочет с собой увести из пруда,
Всю его призрачность и позолоту,
Острым углом расступилась вода.
Словно бурлак на известной картине,
Тот, что сильней и выносливей всех.
И никакого надрыва в помине
Нет, и на ткани ни дыр, ни прорех.
Я еще более точное слово
К ней подберу: не бурлак – утюжок,
И почему-то захочется снова
Жить. Почему? Объяснить бы не мог.
***
Прогуляться вышли поздно.
Ночь во всем великолепье
Золотые свои сети
Развернула в темноте.
– Посмотри, как эти звезды
Хороши в турецком небе
И ближайшие, и эти,
И особенно вон те!
Те, смотри, почти живые.
Даже кажется, что можно
К ним с вопросом обратиться,
Попросить о чем-нибудь.
Как посты сторожевые,
Проступают осторожно,
А за ними тьма клубится.
Посмотри, какая жуть!
Как мерцает вполнакала
Их узорное сцепленье!
Неужели во Вселенной,
Кроме нашей, жизни нет?
– Есть, конечно, – ты сказала, –
Это – горное селенье,
Есть там школа, несомненно,
Кладбище и минарет.
***
Слепые силы так сцепились,
В какой-то миг сложились так,
Что в наше зренье обратились
И разглядели вечный мрак.
Самих себя они узрели
Посредством нашей пары глаз,
Их вставив нам в глазные щели,
Слезами смоченный алмаз.
Как внятно нам вихревращенье
И блеск в кромешных небесах!
Какое чудо – наше зренье,
Мысль, промелькнувшая в глазах!
И Леонардо взгляд колючий,
И мощь рембрандтовских картин.
Какой невероятный случай,
На триллионы проб – один!
***
В цеху разделочном, мясном кипит работа,
Ползет продукция по скользким желобам.
Мне удовольствия не доставляет что-то
Жизнь и не кажется осмысленной. А вам?
И дня б не выдержал я на таком участке
Земного, душного, кровавого труда.
Болтать о вечности, Вселенной строить глазки…
Вы Канта цените? А Шеллинга? О да!
Мне стыдно, сколько раз я рассуждал о смысле
И о призвании поговорить любил.
Но тушки скользкие, ползущие, как слизни,
Ты их разделывал, на части их делил?
Переворачивал, срезал ножом наросты,
В перчатки желтые обряжен и халат?
Иль дуб шумит не всем и в звездном небе звезды
Не одинаково со всеми говорят?
Впервые опубликовано в журнале «Звезда» №1, 2010.
Впервые опубликовано в журнале «Новый мир» №2, 2010.
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |