ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
1. Гаэта
Возвращенное лето
под конец сентября -
эта крепость Гаэта!
Прилетели не зря
из угрюмого края
к нереидам: Нерей
шлет, трезубцем играя,
волны в скалы под ней...
Нереиды благие!
Чьим красотам дивясь,
за стихи и стихии
(загрустив, веселясь), -
за мечтавших о море
южном (живы - должок)
со слезою во взоре
выпьем граппы, дружок, -
за жида, эфиопа,
спящих в русской земле!
...Хорошо, хоть Европа
держит ноги в тепле.
2. Сперлонга
Не уместить шезлонга
горизонтально в ней:
крошечная Сперлонга -
сонмище ступеней.
Что-то из Лонга: Хлоя,
Дафнис, надои коз;
сельское и морское -
разуму вперекос.
Обзавелась решпектом:
лавки и бутюки, -
даже почти проспектом -
в три-четыре руки.
Местные ветераны
зорко сидят в тени -
и изучают страны
в лицах: чудны они.
Немцы, американцы
бродят туда-суда
(фотки-протуберанцы), -
праздные, ждут, когда
Дафнисова сиеста
кончится (ровно в шесть!),
Хлоя замесит тесто, -
и позовут поесть.
3. Неаполь
Испанское безумие на фоне
Везувия. Под скопищем аркад
миниатюрны клодтовские кони.
Сияет в небе бронзовый дукат.
Запущены фасады. Груды сора.
Кумиры мертвых рослы и грозны.
Всё скоро прахом скроется от взора.
Испепелится око. Канут сны.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Музей. Полголовы Веспасиана.
Огромный шар когда-то был разбит.
Но что ему до этого изъяна,
чудовищу, до каменных обид?
И что до нас ликующей Природе,
спешащей всё сметающей рекой?..
Приплывшему сюда на пароходе
Фетида емлет жребий - но какой!
РИМСКИЕ ДНИ
1. Circo Massimo
Прекрасного должно быть до фига:
и шествия, и скачки, и бега;
согнать со всей империи рычащих
зверей, вождей плененных и слонов -
и двинуть в ров, - основа из основ;
с улыбкой слушать царедворцев льстящих
и удовлетворенный рев арен.
А то, что ты - какой-то там Макрен,
Макрин, минутный повелитель Рима,
вчерашний всадник, завтрашняя снедь
ожесточенья, лучше не иметь
в виду; твоя судьба непоправима.
Сиди, смотри кровавые бои -
их любят все сограждане твои,
но распаленным этих зрелищ мало:
убить тебя - что кинуть конфетти! -
убить тебя - и бросить на пути
вступающего в Рим Элагабала.
Терпеть того в теченье лет пяти.
2. Palatino
Великое Ничто - то в мраморе крылатом,
то в золоте литом, - по храмам и палатам
расставленное здесь искуснейшей рукой
несметных мертвецов, несомых, как рекой
забвения, на миг явившейся минутой,
являет в суете красы свой облик лютый.
Не о глазницах терм реку - о полноте
Прекрасного, увы, подобной пустоте, -
о трепетной Пьете на фоне вечных сосен:
незнающим, им кряж могильный плодоносен;
но ты - как Пий, как Сикст - лишь камень, щебень, тлен, -
запечатлен резцом иль не запечатлен.
Поверил бы отцам, пророчащим деревьям
о Царстве Неземном; но утлым суеверьям
потворствуют собор, надгробие, плита...
Нет, здесь не дышит Дух; Искусство - пустота.
Убогому уму оно - подмена Бога...
Боюсь, за это с нас никто не спросит строго.
3. Qurinale / Pinus pinea
И Сикст, и Пий, и Цезарь, и Нерон...
Процессия всеобщих похорон.
Ты - кладбище громадное всего лишь,
прекрасный Рим под небом голубым;
и странно мне, что ракурсом любым
ты мой недолговечный глаз неволишь.
Ужели персть земная - и титан,
кем потолок капеллы папской дан -
и грозная стена напоминанья?
Сменяются хозяева палат,
с творцами их соскальзывая в ад;
разрушатся и статуи, и зданья...
А я, чужак, как некогда Север
какой-нибудь, не знающий манер,
гляжу на этот Голем с Квиринала -
и пинии, раскрытой в небеса,
твержу свое "Спасительна краса!";
но и Петра она не понимала.
4. Pantheon
Отверстие, нацеленное в высь:
не всем богам, небесным лишь молись.
Построил, пишут, щедрый Марк Агриппа,
друг Августа; а позже Адриан
украсил; был ободран и засран;
но выстоял, очнувшись, как от гриппа,
от бреда и беспамятства веков.
Величественнейший из потолков,
скажи, о чем молчат твои кессоны!
Где боги - Марс, Меркурий, Аполлон,
Юпитер?.. Ими космос населен
или Аид? Где слышимы их стоны?..
(За два тысячелетия никто
не посягнул на звездное лото,
на домино небесное: ни Марка
нет, ни Петра, ни Павла, ни Луки
на зыбком своде; только светляки
язычников на нем сгорают ярко.)
Теперь тут церковь Мучеников всех
и Приснодевы... но, - прости мой грех,
Заступница, - неясные святыни:
могилы итальянских королей,
ученая окружность, а над ней -
не крест, но линза безответной сини.
5. Serapeum . Tivoli
Он приходил сюда по вечерам
один, - и воскресал прекрасный срам:
Александрия, грязный рай Канопа,
где Каллипиге вторит Каллиопа.
Всё совершилось в жизни, всё сбылось.
Он видел мир, как пифия, насквозь -
все чудеса, все страны, все чертоги...
И сам он - бог. И с ним сроднились боги -
Серапис, Марс, Асклепий, Антиной...
Он верит в них, как в зримое: их зной
неугасим в сетчатках опаленных.
Солдаты спят никчемные, жена.
И лишь александрийская луна
всю ночь горит из вод желто-зеленых.
6. 1. Laterano
"Prossima fermata San Giovanni ". *
Выйди, онемев от красоты...
...В катакомбах, в клетках, в котловане...
Большинства людей счастливей ты.
В черноту зрачка нетерпеливо
собираешь Рим. Ну, погляди:
в грозовую даль уходит Via
Appia . Постель возьми, иди!
6. 2. Santa Maria in Palmis
Изумился Идущему в чрево
вавилонское: "Боже, куда?!"
Ни направо свернуть, ни налево...
Ничего нет прекрасней стыда!
Надо думать, он встал с петухами,
чтобы вновь от судьбы ускользнуть;
но внезапно огромное - камень! -
преградило спасительный путь:
"Ну а ты-то куда?" - и взглянуло,
как возлюбленный преданный, в ночь
его глаз. И Петра развернуло...
Только стыд и способен помочь.
7. San Pietro
Благославил Франческо из окна
столпившийся на площади народ.
Было одна рука его видна.
И в тот же день (как бы наоборот)
нам повстречался беженец без рук,
просящий подаяния араб.
О, эта нищета! О, этот Юг!..
Когда же мир узрит безруких пап?
-------------------------
* Следующая остановка "Сан Джованни" ( ит .).
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |