ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
Появлявшиеся на послевоенных ленинградских выставках отдельные произведения Иосифа Натановича Зисмана привлекли внимание любителей искусства своими живописными достоинствами, искренностью, естественностью интонации, но не давали, однако, возможности с достаточной объективностью судить о его творческой работе. Ныне, получив возможность познакомиться с творчеством художника в полном объеме, приходишь к выводу, что перед нами значительное художественное явление, приметно обогащающее наши общие представления о ленинградской живописи.
Зисман — живописец в первую очередь, живописец по преимуществу. «Мне всегда было жаль тратить время на что-то, помимо живописи», — признается художник. Живопись держала его в безраздельном плену. Проявляя неутомимую любознательность, он исследует весь диапазон ее возможностей: работает на самых разных основах и самыми разными материалами; все пятьдесят лет творческой работы настойчиво изучает масляную живопись, ее свойства, ее «нрав». Постепенно сформировались предпочтения: втягивающие грунты, дающие характерную матовость, работа мастихином, позволяющая достаточно быстро проходить всю поверхность холста. Художник любит относительно небольшой формат, дающий возможность интенсивной живописной проработки каждого квадратного сантиметра поверхности.
Традиционный для реалистической живописи процесс работы па натуре с дальнейшим преобразованием этюдного материала в композицию, в картину у Зисмана происходит по-своему. Уже на уровне этюда художник может писать только то, что ощущает созвучным себе. В результате этой первой встречи с заинтересовавшим (и в этом смысле «своим») объектом возникает работа, написанная, как выражается художник, в один мах. Таким образом, можно сказать, что живописец «находит» свою картину в природе, пишет то, что видит. И все же, как он признается, «меня не очень интересует, как называются цветы, которые я пишу. Передать впечатление, найти цветовые отношения — вот, что меня волнует».
Осенью и зимой Зисман снова и снова обращался к этюдам, написанным в летние месяцы, перебирал данные наброски. Начинался новый этап работы: художник останавливался на мотивах, в которых ему виделась особая перспективность, на мотивах, которые поддавались углубленному живописно-пластическому и смысловому истолкованию. «Я никогда ничего не придумываю. Берешь то, к чему жизнь вывела, что жизнь подсказала... Важно оставить этюд на время. А потом—доводишь его», — говорит живописец.
Творчество Зисмана составляют в первую очередь несколько больших пейзажных циклов, явившихся результатом работы в Ленинграде, а также во время поездок по республикам и городам страны. Каждое новое место, которое писал художник, — будь то Шершни на Украине, Свалява в Закарпатье, Н o вогрудки в Белоруссии, Самарканд, Новороссийск, Гурзуф и, конечно же, Ленинград, — обладает своими характерными особенностями, своим колоритом. Уловить «дух места сего» в его живописном строе было задачей художника. Пронзительная, изумрудного оттенка голубизна моря под Новороссийском («Новороссийск — моя Италия», — говорит художник) неотделима от легчайшей вязи ажурных конструкций портальных кранов. Иногда и море, и воздух — золотисто-коричневые: мы почти физически ощущаем испепеляющий зной, висящую в воздухе раскаленную пыль. В крымском пейзаже «Виноградники» (1980) четко очерченные зоны интенсивного цвета (оранжевые виноградники, розовое небо, голубые горы), ритм мерно вздымающихся масс дают возможность ощутить могучее плодородие здешней земли. А туманы, столь характерные для Ленинграда, белесоватая сумрачность его атмосферы сформировали, кажется, господствующую часть колористического регистра живописи Зисмана — основной матово-жемчужный, серебристый или тяжелый свинцовый тон оживляется игрою радужных вспышек. «Ленинград всегда живописен»,— говорит художник. Большое значение имело для него знакомство и дружеское общение с В. В. Пакулиным , изучение его произведений. Зисман оказался близок той линии в развитии ленинградской живописи, которая представлена творчеством В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы , А. И. Русакова .
Пейзажи, написанные художником в 1970-е — начале 1980-х годов в Озерках, свидетельствуют о том, что его живопись эволюционирует в сторону все большей раскованности, откровенной темпераментности, эмоциональности. Образ строится минимальными средствами, особое значение приобретает стремительный, «летящий» мазок («Сосна», «В саду», обе 1980 г.).
Это стремление к творческой свободе («теперь я могу взять дерево, которое стоит у меня за спиной, и соединить с другим, стоящим передо мной...») и одновременно уважение к автономности любого объекта специфическим образом преломились в многочисленных натюрмортах Зисмана. Долгие годы художник «ставил» их, при этом решающее значение придавалось драпировке — ее цвет являлся объединяющим началом, своеобразным лоном композиции. Позднее Зисман стал писать «подсмотренные» натюрморты; вещи как бы врасплох застигнуты взглядом художника. Характерен натюрморт «Открытый шкаф» (1970); его композиция, тщательно продуманная в соотношениях масс, производит впечатление абсолютной непринужденности. Эмоционально светла живопись — прозрачная, построенная на смягченном цветовом контрасте.
Стремясь ко все большей органичности и естественности целого, художник приходит к созданию композиций, которые условно можно назвать «натюрмортами в интерьере». Обширное пространство интерьера дает предметам своеобразную независимость, их размещение и формы приобретают особенно убедительную простоту. Одним из лучших примеров «натюрморта в интерьере» является композиция «Мой шкаф» (1970), решенная в вариациях светло-охристых и серебристо-серых тонов. Зритель сразу схватывает непритязательный, демократический характер интерьера и ощущает, что труд художника осознается Зисманом как всякий человеческий труд, требующий рачительности, собранности, неусыпного внимания. В картине создан образ деловитой повседневности.
Важное место в творчестве Зисмана занимает работа над портретом. Художник стремится не столько к передаче портретного сходства, сколько к постижению характера модели, к созданию обобщенного образа. Люди у Зисмана часто задумчивы, в них угадываешь ту озабоченность, в состоянии которой живут изображенные люди.
С самыми ранними весенними цветами, хрупкими и так быстро увядающими без воды, хочется сравнить образ юной девушки, созданный в конце 1960-х годов («Портрет студентки», 1970). В позе ее есть нечто от тянущегося к свету ростка. Примечательно, что угловатость не огрубляет силуэта, а большое пятно черного цвета (жакет модели) не разрушает деликатности общего колористического решения. Навсегда запоминаются по-детски мягкие черты лица, громадные темные глаза. По существу, ту же интонацию мы обнаруживаем в серии «ню». Сложнейшей цветовой гармонией и тонкостью настроения отличается «Обнаженная со сложенными руками» (1970).
В пору молодости, до войны, подобно многим художникам его поколения, Зисман с большим интересом работал над тематическими композициями. Его надолго захватила тема собрания, обсуждения заинтересованными людьми их общего дела. После длительного перерыва, лет десять тому назад, художник вновь почувствовал интерес к созданию сюжетных композиций. Теперь они вырастают непосредственно из этюдов. Художник находит мотивы во время поездок по стране, где-нибудь в деревне, в небольшом городке, в парке, на окраине, па пляже... Они совсем просты: вот на деревенской улице сошлись, чтобы перемолвиться словом, три женщины; на скамейке, у калитки, сидят двое — пожилой мужчина, должно быть, отдыхающий после работы, и мальчик; в парке, за столиком, чинно расположились несколько человек, они отмечают какой-то свой праздник. Любимая с молодости тема собрания — совета — теперь интерпретируется художником как тема разговора, как доверительное общение близких людей.
Одна и та же композиция повторяется несколько раз, варьируются ее размеры, материал, колористический строй. Пластическая вариационность обогащает тему новыми акцентами, новыми оттенками смысла. Характерно и другое — художник часто задумывает композиции как своеобразные диптихи, что также дает возможность более сложной разработки мотива.
Произведения Зисмана трудно привязать к определенному году: «исполнено тогда-то». Поскольку большая часть созданных им картин оставалась в мастерской, художник мог вести композиции долгие годы. Он часто «трогает» их, а то и переписывает, добиваясь все большей структурной ясности, композиционной определенности, плотности и богатства или же прозрачности и легкости цвета. Сюжеты картин Зисмана просты и непритязательны, композиция, видоизменяясь в определенных пределах, как бы дышит, а живопись сложная, выисканная. Именно живопись преобразует мотивы в нечто значительное, углубляет их смысл.
«Ведь это прекрасно, ведь это жизнь!» — говорит художник по поводу какой-нибудь самой простой будничной сцены. Потому прекрасно, что реально существует, не выдумано, что приняло в себя часть живописного богатства этого мира.
Жизнь того поколения, к которому принадлежит Зисман, шла в прямом соприкосновении с историей, — она вторгалась в судьбы и перекраивала их. В 1919 году, во время погрома, учиненного белобандитами , орудовавшими под Киевом, были убиты родители художника. С пятилетнего возраста он и его старшая сестра воспитывались в киевском детском доме.
Тогдашние педагоги, как правило, очень молодые и очень увлеченные своим делом люди, с обостренным вниманием относились к личности каждого ребенка. Художественные способности мальчика были замечены. Он начинает учиться в Киевском художественном техникуме « Культур-Лига ». Неподалеку от техникума находилась знаменитая картинная галерея — с этого времени зародилась в нем любовь к музеям, отношение к ним как к важнейшей составляющей учебы художника. Первый учитель Зисмапа Э. И. Шехтман знакомил своих воспитанников с такими важными явлениями мирового искусства, как творчество мексиканских монументалистов, живопись Франции конца XIX — начала XX века. Захваченный этими впечатлениями, Зисман рано осознал свое призвание. В 1931 году, желая ближе познакомиться с искусством ведущих советских художников, он едет в Москву. Начальный период его творческого развития завершает первая персональная выставка, устроенная им три года спустя в Биробиджане.
Важное значение имела для Зисмана учеба в Московском институте повышения квалификации художников. Он на всю жизнь сохранит признательность своему учителю Б. В. Иогансону, останется навсегда благодарен ему за понимание и поддержку. Среди важнейших «приобретений» этого времени — изучение коллекции Музея нового западного искусства, открытие для себя искусства П. В. Кузнецова и П. П. Кончаловского .
В 1937 году начинается новый период жизни Зисмана — его призывают в армию. Художник участвует в Великой Отечественной войне; получив тяжелое ранение, продолжает службу в тылу. После демобилизации в 1947 году Зисман обосновывается в Ленинграде. В 1951 году его призывают в армию в третий раз. Все эти годы художник работал, используя малейшую возможность, однако ему нередко казалось, что мечте стать художником не суждено осуществиться. Зисману было почти сорок лет, когда он, наконец, смог всецело посвятить себя живописи: вне искусства он не мыслил жизни. Нужно было снова учиться, наверстывать упущенное. Шаг за шагом, ступень за ступенью, ставя и решая новые задачи, художник продвигался к обретению уверенного мастерства. «По существу, я самоучка. Но кто из художников не самоучка?» — говорит живописец, и с ним нельзя не согласиться, хотя не следует понимать его высказывание ни буквально, ни упрощенно. Ведь каждый подлинный художник, идя «к себе самому», только сам учит себя. Учеба эта равнозначна самовоспитанию, « самосозданию ». Художник должен в полном смысле выстрадать свой язык, при помощи которого он сможет достичь наибольшей полноты художественного высказывания.
Зисман часто повторяет мысль о необходимости развития. Нельзя из каких бы то ни было соображений сознательно сдерживать себя, эксплуатировать найденные удачные решения. С другой стороны, развиваться — не значит совершать стремительные скачки, полностью отказываясь от того, что составляло содержание интересов в предшествующий период. Развиваться — значит углублять эти интересы, находить в них новые грани. Расти, как все живое на земле, уметь быть живым.
Хочется остановиться на отношении Зисмана к художественной культуре, к вечно живому « post mortem », их роли в развитии мастера. Оно столь же страстно, как и отношение к тому, чем мы живем в драматической повседневности. Художник в 1950 году копирует в Эрмитаже картину Эль Греко «Апостолы Петр и Павел», чтобы глубже пережить его мятежный гений. Он не сразу и не без труда проникся пониманием искусства П. Пикассо, однако вольная копия репродукции «Война в Корее» (1961) помогла преодолеть внутреннюю преграду. Александр Иванов, П. А. Федотов, А. Марке, А. Матисс , П. Боннар , Э. Вюйар , П. Сезанн, Ф. Леже и многие, многие другие; переживание их искусства — важнейшие страницы личной биографии художника. Уровнем большого искусства поверяется уровень собственной работы. Примечательно, что, воспринимая дух творчества любимых художников, Зисман никогда н e впадает в подражательность. От этого его прочно оберегает убеждение, что искусство, лишенное печати индивидуальности, не несет в себе подлинной ценности.
С напряженным вниманием относится Зисман к творчеству ныне здравствующих художников. В любом из них он прежде всего ищет и оценивает живописца. Размышляя о своеобразии дарования каждого из них, он получает творческий импульс, снова и снова утверждается в мысли о необходимости «самоопределения».
Не раз приходится убеждаться в том, что серьезное творчество, до поры до времени не понимаемое или не принимаемое, в конце концов завоевывает общественное признание. При некоторых обстоятельствах даже выстраданные убеждения, правда чувств, помноженные на мастерство, могут восприниматься как чрезмерно усложненные или же, напротив, не осознаваться в своей подлинной сложности. Этот последний случай как раз и является «случаем Зисмана». Его произведения нередко воспринимались как этюды. Стремление художника к гармоническому единству конкретного впечатления и мысли, этим впечатлением разбуженной, не было понято. Когда же знакомишься с творчеством художника во всей полноте, то видишь, с каким упорством он всякий раз стремится пластическими средствами создать цельный образ явления. Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что наступает пора приятия, справедливой оценки творчества этого мастера.
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |