ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
рецензия на книгу стихов Елены Шварц Елена Шварц. Дикопись последнего времени. Новая книга стихотворений. Пушкинский фонд. СПб, ММ1. Два обманщика в сказке Андерсена говорили, что умеют ткать чудесную ткань, лучшую на свете, но видеть эту ткань могут только умные
люди. Они делали вид, что ткут, требовали шелк и золото для своей работы, но на станке у них не было ни одной нитки. Король посылал своих
сановников посмотреть, как идет работа. Один за другим приходили в мастерскую честные и умные люди и, конечно, ничего не видели. "Неужели я дурак?" - думал каждый из них, и начинал расхваливать достоинства невидимой ткани. И каждый новый человек, слыша, как хвалят ткань другие, присоединялся к дружному хору похвал, чтобы не прослыть глупцом. Так бывает и в искусстве: многие люди слушают музыку, читают книгу и боятся сказать, что ровным счетом ничего стоящего в ней не нашли,
потому что вокруг раздается дружный хор похвал. "Как же так, - думает человек, - все видят смысл в этой бессмыслице, красоту в этом уродстве, мудрость в этой скудости - один я не
нахожу этих достоинств! Должно быть, я глуп или несведущ; никак нельзя в этом признаться!" И еще один голос присоединяется к хору восхвалений. Новая книга Елены Шварц "Дикопись нового времени" - еще одна штука невидимой ткани. Саламандра нежится в огне Дымом дышит Пьет золу Жарко ей и больно ей в воде В воздухе ей душно На земле ей скучно... Если бы эти стихи написал кто-нибудь другой - все не задумываясь признали бы, что они пусты и беспомощны, скверно написаны, безобразно
рифмованы, в них отсутствует поэтическая мысль и свойственная поэзии тайна нерукотворения. Но Елена Шварц - ткач знаменитый, все
вокруг говорят, что ее ткань божественно хороша, сверкает и переливается всеми цветами радуги, да только глупцам невидима... Значит,
чтобы не прослыть глупцом, следует как можно громче ее хвалить. А что рифмы плохи да мысль банальна - так это она нарочно, в этом
заключается главная прелесть невидимой ткани, ее новизна. О человеке я слыхала рано: Венец творенья, призрак или сон. Теперь мне кажется, что он Есть только мыслящая рана... Что за нагромождение общих мест и банальностей! - хочется сразу воскликнуть. Но невольно останавливаешься: ведь все вокруг видят эту
ткань, поют ей хвалу? Значит, не увидев мудрости в этом наборе штампов, я покажу, что ничего не понимаю в поэзии? Должно быть, в пошлости
этих слов и заключается главная их прелесть! "Какая ткань! - кричат вокруг, захлебываясь от восторга, - какая красота, а главное, какое новаторство!" Ох, как не люблю я это словечко - новаторство! Отдает оно стахановщиной и тринадцатой зарплатой. Можно, конечно, играть на скрипке,
встав на голову, прецеденты уже были, это будет, конечно, ново, да только скрипка-то от этого лучше не запоет! И не имеет это самое
новаторство отношения к искусству - как сейчас выражаются, это "пиар". Допустим, это только я - такой ретроград, новаторство для меня - звук пустой, а другим оно до крайности мило. Да только есть ли оно в
этих стихах? Семьдесят лет назад написал Заболоцкий: Человек, владыка планеты, Государь деревянного леса, Император коровьего мяса, Саваоф двухэтажного дома... Можно ли найти что-нибудь новое по сравнению с этими стихами в приведенном выше отрывке из Елены Шварц? Можно ли найти новизну в ее
стихотворении "Смятенье облаков", если вспомнить Николая Олейникова? И муравей в траве привстал, И бронза щек его - кимвал... Это из стихотворения Елены Шварц. А вы подумали - Олейников? Значит, вы тоже не видите чудесной ткани? Тс-с! А то ведь объявят нас с вами
глупцами и невеждами! Одним отличаются ткачи невидимой ткани наших дней от своих андерсоновских предшественников: те-то знали, что мошенничают, что на
станке у них ничего нет, а наши так наслушались похвал и восхищенья, что и сами уже поверили, будто создают что-то прекрасное. В одном только они предательски проговариваются, в одном вылезают ослиные уши: те, кто создают настоящее, подлинное - безразличны
к чужому мнению, хвалу и клевету приемлют равнодушно, потому что знают истинную цену своего труда. Ткачи же невидимой ткани
нуждаются в постоянном подтверждении своей гениальности со стороны, потому что в глубине души чувствуют, что грош им цена. Отсюда
ревнивое до истерики отношение к любому критическому слову... В сказке Андерсена все поставил на свои места маленький мальчик: ему не на кого было оглядываться, он не боялся прослыть глупцом и
первым закричал: - А король-то голый! Где же тот мальчик, который скажет, что трудно написать строку более фальшивую и пошлую, чем Есть существа, чьи сны - молитва, или стихотворение более пустое, напыщенное и безнравственное, чем Никого, кроме тебя, Больше нету у меня, Свет жестокий, Бог... Где мальчик, который скажет, что абсолютную внутреннюю пустоту этого стихотворения не искупают "блестящие" рифмы тебя - меня,
твоего - своего, лазурном - пурпурном... Где мальчик, который, исчерпав прочие аргументы, скажет, наконец, не помяни имя Господа всуе - может быть, хоть этим остановив
ткацкий станок? Мальчик, где ты? Ау! Арсений Барсов |
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |