ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
рецензия на книгу В.Сосноры "Флейта и прозаизмы" Мечтать - это, извиняйте, - Меч и Тать... Эпоха, залитая сиянием славы Константина Бальмонта, давно благополучно миновала. Сползли по отполированным сотнями натруженных рук
склонам Парнаса тела неумелых альпинистов Валерия Брюсова, Андрея Белого, Рождественского, Тихонова, Гумилевааа... (последнему,
впрочем, подвернулся какой-то выступ). Где-то на верхотуре, под самым небом, где захватывает дыханье при виде открывающегося глазу
неслыханного простора, расположились Анненский, Кузмин, Мандельштам, Георгий Иванов, Ходасевич; заполнили по праву принадлежащие им
места футуристы; запрокидывая головы и отдуваясь, расселись новокрестьянские поэты; даже символистов, слава Блоку, разместили, не
обидев, кажется, лучших из них. Пестрое общество возбужденно готовится к предстоящему ознакомлению с тайнами предвечного... Не угодно ли посмотреть, на что жаловались обозреватели литературных новинок отшумевшего времени? Это легко... Вот Георгий Иванов:
"Нельзя даже обвинять людей, по бескорыстной любви к изящной словесности не поступивших в почтово-телеграфное ведомство, нельзя их,
добродушных и тупых... судить за нечуткость или непонимание! Слишком много "хладных трупов" удачно конкурирует в наши дни с
истинными поэтами. Мы все привыкли быть ценителями великолепных (великолепных! - В. К.) фальсификаций, восхищаться отлично
сработанными манекенами..." Это из статьи в защиту "Стихов о России" Блока. Вот Мандельштам: "Молодой человек в голодное время ходил к классическому поэту и читал ассирийские стихи. Чтобы заставить себя
слушать, он приносил сахар. <...>... сейчас у него международное бюро для марочных коллекционеров. Он сохранил только скептицизм,
неуважение к своему ассирийскому учителю и убеждение, что все можно подделать". - Из статьи "Армия поэтов". Перелетаю промежуток в несколько десятилетий. Санкт-Петербург - 2001, заваленный поэтическими сборниками прилавок "Дома книги".
Как водится - Бродский, Бродский, Кушнер, Лосев, Соснора, Шварц, Гандельсман, Кекова, Кибиров, Дмитрий Александрович, [1] Соснора, Соснора, Сос... стоп (8 : 2 - в пользу мальчиков...). Не очевиден ли, спрашивается, выбор рядового читателя? Ну-ка, наугад -
"Флейта и прозаизмы". Пушкинский фонд... Дар напрасный, дар случайный, что ж ты вьешься надо мной, что ты ставишь в руки смерчи, эти речи у немых? Что ж ты бьешься, как астральный, в шелке листьев кимоно, разобьешься, и оставит лишь рисунки на камнях. Что сказать, - Александр Сергеевич пополам с Басе. Легкомысленно реанимированная строка Пушкина выглядит какой-то задохнувшейся,
зомбированной, чуждой тексту. (Впрочем, такая по-тинэйджеровски ритуальная возня с трупом ласточки - вообще некий формально-подсознательный,
а, значит - простительный, постмодернистский акт.) Метафорика этого стихотворения (да и всей книги) вызывает в памяти нестройные
колонны образов Дали и Магритта. Я хочу сказать - что-то умышленно сюрреализированное... (Что ты ставишь в руки смерчи, эти речи у немых,
- тяжелый лирический мяч стучит во все штанги, но в ворота не попадает...). Кроме того, отметим, что что ж ты бьешься, В начале второго стихотворения: В этой сюите не тот огонь И губ какадувный бег... Из третьего стихотворения: ... не один из немногих, а ни один, как конверт запечатанный и не отправлен [2]... Думаю, не будет преувеличением сказать, что Виктор Соснора - один из самых известных в России (в Петербурге - точно) поэтов. Значит,
отчетная книга - это, если и не лицо нашей поэзии, то, во всяком случае - какое-то из его выражений. Какими бы, интересно знать,
комментариями удостоили приведенные строки цитировавшиеся выше критики!.. Увы, даже не представить. Не представить себе преступно
приученного к "великолепным фальсификациям" Иванова всерьез подвергающим сии стихотворные опусы эстетическому анализу. Не
представить Мандельштама с его безжалостной культурологической диагностикой... А жаль, жаль. Скажем в заключение, что стихи эти практически лишены внешних (о внутренних не возьмемся что-то добавить) традиционных признаков
русского стихосложения: рифмы, например; очень часто - ритма... Ясно, что стихи могут обладать любым ритмом, могут обходиться без рифмы,
без строфики и т. д. - но все это возможно в рамках определенной, разработанной или заимствованной у другого автора системы. Нет системы
- нет лирической логики, оправдывающей отсутствие тех же рифм. Отсутствие - вообще крайне обращает на себя внимание, требуя приведения
доводов, разъяснений, обоснований... Были бы на месте рифмы - стихи были бы очень плохими, плоскими, поверхностными. Их нет - скучны и
претенциозны, "непонятны". И, перечитывая отдельные строчки, начинаешь неминуемо сомневаться: да стихи ли это?.. P.S. Должно быть, это проза. Вот и у Пушкина (о, безошибочный пушкинский камертон!): ".. .что если это проза..." - Не помните ли? Василий Ковалев 1. Здесь: Пригов. назад к тексту 2. Надо бы: и не отправленный ... назад к тексту |
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |