ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
Книга петербургского поэта Валерия Трофимова «Заклинание» составлена из стихов, написанных за последние пятнадцать лет. Книга небольшая, ее образуют пятьдесят три стихотворения, которые, будучи однородны тематически, стилистически и лексически, производят целостное впечатление – несмотря на то, что писались в разные годы. Главная тема «Заклинания» - подлинность, человеческая и художественная. Однако ни особенного пафоса, ни неприятного смиренномудрия в книге нет – они заменены принципиальной серьезностью тона и классической, строгой простотой формы. К внешним эффектам Трофимов вообще, кажется, равнодушен, что в постмодернистскую эру по меньшей мере оригинально:
И не пытайся увлечь, потрясти, восхитить…
Жалости даже не вызовешь – так заурядна
Жизни минувшей и длящейся скудная нить.
Исповедь слишком скучна и длинна, и нескладна.
Надо же было так долго носиться с собой,
Ждать и готовиться, верить и намереваться!..
Да успокойся, утешься и этой судьбой,
Не суетись, говорю, перестань унижаться…
(«И не пытайся увлечь, потрясти, восхитить…»)
Нежелание кривляться и суетиться, чтобы непременно понравиться (человеку или читателю – все равно) не носит у Трофимова напыщенного, надуманного характера, оно глубоко укоренено в самой художественной почве, дающей жизнь этим стихам. Любой поэт находится в остро парадоксальной ситуации: стихи – продукт сугубо интимный, весьма часто характеризующийся исповедальностью и предельной искренностью; однако по форме своего социального бытования все произведения искусства – публичны. Вот где простор для всяческого демонизма, широковещательности, грубой рефлексии и смакования темных сторон творчества и бытия… Книга Трофимова в этом смысле – одно из счастливых исключений: нас медленно и умело вовлекают в серьезный, основательный разговор, в котором неуместны жалобы и мелкие восторги. Автор в большей степени интересуется художественным материалом, чем своей персоной, что для стихов всегда выигрышно:
Так же, как небо, как стужа, как зной,
Так же, как ведренный день и ненастье,
Так же естественно странное счастье
Всюду, всечасно быть только собой.
Так же, как сумерки, дым и туман,
Так же, как вечер с дождем моросящим,
Так же таинственно – быть настоящим,
Распознавая соблазн и обман.
Так же бездонно, как вся пустота,
Что затопила собой мирозданье,
Полупрозрачное осознаванье,
Неуловимая подлинность та…
(«Так же, как небо, как стужа, как зной…»)
Трофимову, не желающему ввязываться в борьбу за формальную новизну, удается работать на фантастических рифмах: «ненастье» - «счастье», «туман» - «обман», «человек» - «навек…» Для этого нужно известное мужество и виртуозное владение стихом, темой, культурным контекстом.
Общий фон книги – урбанистический пейзаж, иногда сменяющийся деревенским, сами тексты нередко носят описательный характер. Природа у Трофимова – образец счастливой, стабильной, несколько мрачноватой гармонии, доступной человеку лишь проблесково, эпизодически. Птицы, звери, растения живут в Природе, человек – в Истории. Венец творения обречен завистливо взирать на утраченный рай бессмысленно-блаженного существования.
И что-то еще в этой ночи неявно присутствует, тоже как будто живое.
И облачко, тихо плывущее в лунном сиянии, кажется частью
Какого-то замысла бесчеловечно прекрасного. Слово любое
Робеет пред ним и не в силах уже отразить ощущение муки и счастья.
(«Зимняя ночь»)
Из антиномии Природа-История проистекает важная тема книги – тема естественности и повтора .
Перестуком часов отчуждается время. Но скоро ль
Разрешенье загадки, расплата, развилка, рубеж?
Снегопад за окном, как всегда, не боится повторов.
Он по-прежнему свеж.
(«Зимний рассвет»)
Природа естественна без усилия, а повторов решительно не боится и дублирует, воспроизводит себя до бесконечности. Не то человек, живущий в исторической перспективе: повтор экзистенциальных и художественных ситуаций мучителен, а естественность не дается вне усилия, легко, радостно, просто. Плюс неизбежные сомнения, изначальная неустранимая греховность, унизительный страх смерти, от которого никто не властен избавиться «насовсем». А дерево – растет себе, не зная, что умрет.
Ей [душе – В. К.] смысла – для всех очевидного – мало,
Скучна ей привычка, тесна ей квартира.
Наверное, помнит, как прежде сновала
По легким невидимым струнам эфира
Во все уголки необъятного мира…
…Не кайся, не майся в напрасной обиде,
Пусть потом пропитана смертным рубаха…
Зачем же летунье свободной, сильфиде
Сомнения приговоренного праха,
Землистая маска животного страха?
(«Когда твоя жизнь значит меньше, чем значит…»)
В целом книга получилась созерцательной, самоуглубленной, элегичной, даже философичной. Может быть, это прозвучит странно, но ее приятно читать. В короткой рецензии трудно обозреть и проанализировать разного рода теологические мотивы, тему «души», затрагиваемую почти в каждом тексте. Существование героя «Заклинания» омрачено беспокойной верой, нестабильной, неавтоматической, тревожной и даже не слишком христианской:
Ночь нащупала полную неземной отчужденности меру.
Все нездешнее улицы, подворотни темней и страшней,
Вот бы тихо, бесхитростно кануть в неомраченную веру –
Побезлюдней, попроще, поискренней и подревней.
(«Предзимье»)
Или – из другого стихотворения:
Судьбу, как лампу медную потри –
Беде навстречу канет изнутри.
Его стихия – горе и гроза.
Он в бездну смотрит сквозь мои глаза.
Когда болеет тело и сдает,
Он понимает все наоборот.
Пристанища не жаль ему ничуть,
Он начинает собираться в путь.
(«Он знает то, чего не знаю я…»)
Из темных глубин охристианенного сознания героя то и дело выплывает какой-то угрожающий первобытный хаос, существовавший еще задолго до Христа, задолго до пророков – древний, неизученный, опасный («Заклинание», «Зимняя ночь», «Иногда заклинатели света…», «Жуки Скрипуны и жуки Носороги…»), это происходит подобно тому, как сквозь спасительную привычку в повседневную жизнь врываются вдруг мысли о смерти, придавая вещам иной (может быть – истинный) масштаб. Хаос – это отсутствие порядка, безумие. Примечательно, что Трофимов, прошедший школу Кушнера, отстоял самостоятельную художественную идеологию, противоречащую кушнеровской с ее мужественно-радостным (вос)приятием мира во многих важных пунктах. Генетически поэтика «Заклинания» произошла от Баратынского, несомненно – Тютчева, Вагинова, Поплавского, Заболоцкого.
Слабая сторона книги заключается в том, что нам предлагается предельно субъективный взгляд на мир, без желания что-либо объективировать; такова уж авторская установка. В практическом применении это вызывает к жизни стихи, при всей своей виртуозности и художественной «адекватности», остающиеся как бы частным делом, личным событием в жизни поэта, не выходя к общим проблемам искусства и человеческих взаимоотношений («Загадка сна», «Сага»). Иногда, напротив, производится лобовая атака с желанием вырваться на простор общезначимости и объективных ценностей («Какая-то тоска жила во мне всегда…», «Кто видит нас из вечности самой…», «Время наступит – я сгину…») Впрочем, таких текстов немного.
Другая слабость – нехватка артистичности, без которой и отличная книга может показаться пресной. Некоторая скованность, интровертность проистекает, вероятно, из опасения автора впасть в заигрывание с читателем, которое в рамках данной поэтики выглядело бы очевидной пошлостью.
Определяющая черта Трофимова–лирика заключается в том, что он умеет в каждом отдельном тексте убедить в невероятной важности того, о чем идет речь, не впадая ни в морализаторство, ни в пустую риторику. Кроме того, разговор ведется постоянно в двух пластах: человеческом (жизнь, смерть, любовь) и, условно говоря, творческом (искренность, честность, дар). В уже цитировавшемся стихотворении «Зимний рассвет» автор замечательно емко скажет: «Честность – жалкий предлог, жидкий корень того мелкотемья, // Что растет, как трава, как деревья в земле городской…» Разумеется, честность да и вообще порядочность не сделает из неодаренного человека большого поэта, не вернет любимых людей, не утешит, когда в том случится необходимость. Однако герой Трофимова, этот заклинатель собственной души, как бы настаивает на том, что это отнюдь не повод снимать с себя вину и ответственность за происходящее («Я чувствую, что виноват – особенно перед собой!..») и остается, так сказать, метафизически честным просто для того, чтобы быть честным – перед читателем, перед даром, перед Богом. И жизнь героя этих стихов не оставляет равнодушным, она волнует. Волнуют детали, мелкие события, незначительные открытия и экзистенциальные ситуации страха, безверия, скуки, нелюбви, счастья. Вот, скажем, стихотворение, описывающее состояние человека, лежащего в траве:
…Перевернувшись на спину, я замер.
Меня древесный шепот окружал.
Я со Вселенной встретился глазами,
Я стал землей, покуда так лежал.
Мне захотелось петь и я запел про поле,
Про небо, про леса и про моря,
Доверившись как будто высшей воле,
Как будто бы я пел и жил не зря [1].
Ну что ж, пусть время вновь перевернет страницу,
И радость кончится, отгородясь стеной,
Быть может, ангелов внимательные лица,
Пока я пел, склонялись надо мной.
(«Приближение осени»)
Умение подобрать подобный эпитет – «внимательные» – в данном случае решает дело: это убийственно точно сказано. Внимательные лица ангелов, с интересом разглядывающих смертного, проникшего в состояние радости и блаженного покоя… Рождается живой и нетривиальный – поэтический – образ.
Лучшие стихи Валерия Трофимова заставляют думать, что перед нами не последняя волнующая книга в полной мере сформировавшегося стихотворца.
[1] Любопытно, что в общем контексте даже эта простодушно-грубоватая строчка (да еще с примитивной рифмой «моря» - «зря») вполне «держится»!
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |