ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
В книге Александра Кушнера «Земное притяжение» есть, как мне кажется, совершенно особенное стихотворение, разговор о котором позволяет сформулировать вещи, важные для понимания поэтического искусства как такового. Каждый из нас руководствуется своими представлениями о плохих и хороших стихах, и эт и представления основаны на собственном читательском и жизненном опыте. Однако мы зачастую не в состоянии сформулировать почему стихотворение, интуитивно кажущееся нам хорошим, на самом деле является таковым.
«Запустение» Кушнера – лучшее доказательство того, что возможности традиционного стиха не только не исчерпаны, но и, по-видимому, неисчерпаемы, потому что все открытия здесь происходят не на формальном, а на смысловом уровне:
ЗАПУСТЕНИЕ
Были, были когда-то у нас на даче
И клубника, — возни с ней! и с кабачками, —
И капуста, и помнится цвет цыплячий
Огуречных цветов, их усы с крючками,
Завитушки и стрелы других посадок,
Серебристые щупальца и спирали…
Мой отец обожал на земле порядок
И усердье ценил — не любил печали.
Он вручал мне лопату, с его инфарктом
Ни копать, ни склоняться нельзя над грядкой.
Я старался, подстегнут его азартом,
Был рабочею силой, шутил: “лошадкой”,
А сейчас, в его возрасте, все забросил,
Пробираюсь меж зарослями густыми.
Только яблони все еще плодоносят,
Но давно нет приствольных кругов под ними.
Тень отца недовольна мной, бедный призрак
С офицерскою честью своей и долгом,
Не сердись на меня! Час свиданья близок,
Я чуть-чуть на пути задержался долгом,
Но люблю горицвет, полевые травы,
Белопенную сныть, молочай, люпины,
Вытесняющие стариков по праву
Равнодушной природы, без скорбной мины.
Автор напрямую отсылает к известным нам великим стихам, «Запустению» Евгения Боратынского, варьируя тот же сюжет. Меняются, кажется, только декорации: встреча с тенью умершего отца происходит не в заброшенном имении, а на даче.
Но дело, конечно, не в декорациях.
Боратынский серьёзен и торжественен. Полуразрушенное и опустевшее имение – символ земной жизни, обреченной уступить место «несрочному» (вечному) грядущему в лучшем мире, где и состоится встреча с отцом:
Давно кругом меня о нём умолкнул слух,
Прияла прах его далёкая могила,
Мне память образа его не сохранила,
Но здесь ещё живёт его доступный дух;
Здесь, друг мечтанья и природы,
Я познаю его вполне:
Он вдохновением волнуется во мне,
Он славить мне велит леса, долины, воды;
Он убедительно пророчит мне страну,
Где я наследую несрочную весну,
Где разрушения следов я не примечу,
Где в сладостной сени невянущих дубров,
У нескудеющих ручьёв,
Я тень священную мне встречу.
Поэт не озабочен деталями – цветы, дерева, трава, листва… Это скорее Платоновские идеи, нежели конкретные предметы материального мира. Потому что только идеи не подвержены порче и разрушению, и не омрачают душу, суля скорую разлуку. «Мне память образа его не сохранила», – пишет Боратынский об отце. Героем его стихотворения является не человек, а дух, призрак, навсегда утративший земные черты.
«Запустение» Кушнера, как ни странно, превращается в свою противоположность – полноту и даже – в каком-то смысле – избыточность. Каждое растение названо по имени (сныть, молочай, люпины…), а отцу автор рисует целую биографию, обозначая ряд значимых деталей (офицерское прошлое, перенесённый инфаркт, строгость, усердие и любовь к порядку).
Для Боратынского имение – образы прошлого, ценные, прежде всего, в этом, символическом качестве. Для Кушнера дача – это не только воспоминания юности, но и живые цветы, яблони и клубника, краски и запахи этой жизни, отступающей, но имеющей свою очевидную прелесть.
Боратынский рисует образ грядущего бытия в лучшем мире, надеясь на посмертную встречу с отцом. Обращение Кушнера к отцу носит иронический характер (по отношению к умершему с его строгостью, к самому себе, лишившемуся сил и достигшему возраста, не позволяющего строить планы на отдаленную перспективу, к серьезности Боратынского). Никакая любовь к порядку не способна победить старость, равнодушная природа неизменно возьмёт своё: надо мужественно принять такое положение дел и уступить место новому, не жалуясь на Вселенскую несправедливость.
Заброшенная дача прекрасна не как залог будущей жизни в иных мирах, населённых бесплотными тенями, а как неопровержимое доказательство того, что жизнь, которая тебя окружала, и которую ты любил, продолжится и наполнит смыслом еще чьи-то минуты, часы и дни. Запустение – это не только конец, но и начало. Понимание этого – божественная награда за долгий и непростой путь.
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |