ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
10 апреля в музее-квартире А. С. Пушкина на Мойке, 12 состоялся поэтический вечер авторов сетевого журнала "Folio Verso" http://folioverso.2hearts.ru.
Выступления стихотворцев проходили под лозунгом, намекающим на новое направление, зародившееся в современной петербургской
литературе - идентизм: "Нужно быть не актуальным, а идентичным". Смысл данного тезиса попытался раскрыть в своем кратком
вступительном слове писатель Андрей Столяров. Не то пугая, не то смеша полторы сотни зрителей, он обратил внимание собравшихся на
противоречивую природу человека, заключающуюся в его принципиальной нетождественности самому себе. Последнее обстоятельство
заставляет нас (т. е. всех-всех людей) постоянно прибегать к самоидентификации в трансцендентном (ну, конечно, тут есть повод и для
испуга, и для усмешки) поиске. Гарантией успеха подобного поиска, по Столярову, является следование той или иной культурной традиции.
Пример подобного следования продемонстрировали десять участников вечера, которых с полным основанием можно назвать яркими
представителями современной школы петербургской поэзии. Открыл чтения главный идеолог идентизма Алексей Машевский своим стихотворением "Родина", заканчивающимся несколько пафосными, но волнующими строками: Но молю, всем что есть, всем, что было, Велик Звучащая в них эсхатологичность и ощущение особой трагичности момента, переживаемого современной русской культурой, были
подхвачены и другими выступающими, в частности, Алексеем Пурниным, прочитавшим свой "пессимистический" вариант горацианского
"Памятника". Особой жизнерадостностью не отличались также стихи Давида Раскина и Елены Елагиной, которая, по ее собственным
словам, "добровольно помещая себя в заведомо неразрешимую ситуацию, поэтически переживает жизнь как катастрофу". Зрительская аудитория, однако, оживленно и, можно сказать, даже тепло встречала все новые и новые, не добавлявшие - увы! - радостных
ощущений стихи идентистов. Контрастом к общему меланхолическому тону прозвучало выступление Александра Фролова, остроумно
обыгрывающего в своих текстах хорошо узнаваемые житейские ситуации. Была и философия. Василий Русаков завершил первое отделение
метафизическими размышлениями о судьбах вселенной. В антракте организаторы мероприятия премировали дождавшихся перерыва слушателей сборником с несколько неоднозначным названием
"Вечер поэзии", издание которого было осуществлено при поддержке регионального отделения "Союза правых сил" в Санкт-Петербурге.
Книга вышла в издательстве "Геликон Плюс" и была специально приурочена к поэтической акции 10 апреля. "Вечерние" ассоциации
заставляли оглядываться назад, пробуждая в сознании строки классиков. Так Тютчев вспоминал о Жуковском: "Я видел вечер твой. Он был
прекрасен!" Если сегодняшняя поэзия переживает закат, то он тоже вполне недурен. Во вступлении к "Вечеру поэзии" между прочим говорится: "Нам кажется, что в стихах этого сборника звучит подлинная
петербургская нота. В противовес Москве, где для очень многих мерилом творчества является коммерческий успех, а способом его
достижения - потакание вкусам толпы и вульгарная клоунада, в Петербурге стихотворство остается делом чести, способом познания мира и
самого себя". Трудно сказать, соответствовал ли вызванный прочитанными стихами резонанс надеждам организаторов. C достоверностью можно
утверждать одно: публика от начала до конца не оставляла своим вниманием поэтов, к предложенному ей действу относилась серьезно,
рукоплескала охотно. Гардероб в антракте бездействовал, зато вырос длинный хвост очереди за даровыми книгами. Элегическую тональность второй части вечера задала Ирина Знаменская. Мотивы любви к природе (сопровождаемые размышлениями о
природе любви), обычные для такого рода поэзии, явственно проступали также в стихах Александра Танкова. Большой успех у публики имело
выступление Дениса Датешидзе, увлекшего всех современностью поэтических тем и лексических решений. А завершил вечер Василий Ковалев,
самозабвенно воспевший хвалу поэтам "второго ряда", к коим отнес Тредьяковского, Дмитриева, Баркова, Полонского, Майкова, Раича и
почему-то Греча, стихов, как известно, не сочинявшего. Приятно отметить дерзкие и удачные попытки популяризации поэтического искусства новообразовавшейся группой петербургских
литераторов. Особенно отрадно, что происходят эти события на фоне непрерывных разговоров об омертвении, деактуализации современной
поэзии и искусства вообще. Смеем надеяться, что слухи о смерти культуры все еще можно считать сильно преувеличенными. Василий Андреев |
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |