ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
(Елена Елагина. Как есть. Книга стихов. – Urbi: литературный альманах. Вып. пятьдесят третий: серия «Новый Орфей» (19) – СПБ.: АО «Журнал “Звезда Востока”», 2006. – 96 с. )
Устав от сложности, поэты двинулись к простоте. От больших поэм – к малым формам. От сложноватых игр с аллюзиями и заведомой звукописью – к лаконичной прозаичности, эллипсу, усеченной строфе. К прямому высказыванию, к «инфантильной» стилистике, к опрощению пунктуации…
Я перечисляю все это купно, хотя речь идет, конечно, о разных вещах – формальных, содержательных; о разном понимании «высокой простоты».
Стихи Елены Елагиной – движение к простоте формы с попыткой предельно сберечь сложность содержания. С попыткой сохранить «культурный слой». Опыт достаточно рискованный. Не всегда, возможно, удачный. Но интересный.
Само название новой книги Елагиной – «Как есть» – очень точно отражает это настроение: как бы простая, безыскусная речь о том, что «есть», о людях и предметах, которые подворачиваются под руку. Я сознательно выделяю это «как бы», поскольку речь идет именно о сознательной, заведомой простоте как внутренне преодоленной сложности
Правда, первое стихотворение книги звучит несколько патетично: «Господь не дал любви, но дал певучий дар…». Гораздо точнее, как кажется, главная тема книги выражена в стихотворении из цикла «Фестиваль верлибра»:
Соблюдая законы
поэтической перспективы,
а также демонстрируя умение
класть поэтический мазок
и пользоваться
поэтическими лессировками,
сможешь ли ты
предъявить миру
суть
его
немоты?
Елагина пытается дать ответ на этот вопрос – выразить эту немоту через преодоление «умений» и «законов». Просто: наблюдая, перечисляя, обобщая.
Жизнь – это сумма движений. Всего лишь. Сумма.
Череда глаголов, на первый взгляд, совершенного вида.
Встал, умылся, оделся, исчез без особого шума.
Пусть цветет душистой геранью ничья обида.
<…>
Все глаголы перечислены, жизнь можно считать исчерпанной. Точка. Бесхозно цветущая обида-герань.
Даже о своих руках поэт начинает говорить тоном наблюдателя: «На одной руке синяк, / На другой руке ожог…».
Здесь слышится не отстраняющая самоирония, а именно добродушное удивление, с которым ребенок разглядывает свои испачканные чернилами, обветренные ладони.
Даже глажка ночных рубашек становится поводом для создания своего рода реестра, «живого некрополя» вещей:
Вещи у меня
в отличие от родных и друзей,
патологические долгожители.
Эту, фланелевую рубашку,
из оставшихся лишних пелёнок –
можете себе представить,
когда это было! –
сшила подруга Катя,
которой давно уже нет на свете.
Я её редко надеваю,
только в самые сильные холода –
слишком теплая.
А Катя мне часто снится.
и каждый раз ей приходится объяснять,
что с ней случилось:
она забывает
от одного сна к другому.
Эту, трикотажную,
чиненную-перечиненную,
но такую уютную,
не то в зеленых бантиках,
не то в бабочках,
привезла из близкой тогда Эстонии
подруга Таня,
ныне живущая не то в Швеции,
не то в Испании,
не то в Голландии…
Мы с ней поссорились.
Наверное, навсегда.
<…>
Вообще наблюдения-перечисления Елагиной редко холодноваты (вроде: «Вот пейзаж, написанный с точки зрения леса, / Вот портрет, написанные с точки зрения носа…»). Чаще всего – теплы:
То ли удача такая, что меньше магнитных бурь,
То ли звонков особых больше хоть на один,
Замечаешь вдруг в небе лермонтовскую лазурь,
А на земле – вполне терпимых мужчин.
<…>
Правда «лермонтовская лазурь» здесь немного из области «поэтических лессировок»; кажется, что и без Лермонтова эта лазурь вполне бы обошлась. Набор прямых отсылок к «классикам», на мой взгляд, только замутняют стихи Елагиной, внося в движение к высокой простоте ложку музейной пыли.
Похоже, Елагина сама это осознает:
Бомжи, бредущие, как Брейгеля слепцы,
Судьбы своей ван-гоговы жнецы –
Куда не глянешь, всюду зришь искусство
Неудержимо прущим сорняком
Сквозь жизни неоформившийся ком…
<…>
Сравнение бомжей с персонажами сразу двух великих живописцев действительно выглядит сорняком. А тяжеловатое и риторичное «жнецы своей судьбы» (близкое банальному – «кузнецы своего счастья») – кажется здесь даже не сорняком, а сухостоем.
Но вот читаешь близкие по настроению, но гораздо более ясные и свежие строки:
Дойные коровы страданья,
покорно бредущие по своим судьбам…
<…>
Да здравствуют бредущие коровы. Пусть даже коровы страданья. Поскольку они гораздо убедительнее и картинно-галерейных бомжей, и лазури имени Лермонтова.
Половина стихов книги посвящены коллегам, поэтам, друзьям. Елена Елагина замечательно дружит стихами. Вот – адресованное Гандельсману:
Золото детства – из царства Мидаса,
Край только тронь у любой чепухи...
Мальчик их параллельного класса
Классные пишет стихи.
<…>
Мне в этом слышится тонкое преломление хрестоматийно-школьного: «Танцует зайчик золотой / Лишь зеркало рукой задень...». Детство, царство и чепуха разместились в двустрочном соседстве, как будущие поэты – в параллельных классах.
Или обращение к узнаваемому типу «пожилой поэтессы»:
И живешь Пенелопой, пережившей своих женихов,
Одиссей твой сгинул. Да был ли он – кто припомнит?
Лишь скользит за тобой вереница твоих стихов,
Будто пряжа ее, по анфиладе комнат.
Что, пожалуй, смущает в книге – это то, что многие стихи и строки выглядят несколько необязательными, присутствуя потому, что были когда-то написаны, а не потому, что органически необходимы для живого существа по имени «книга стихов». Впрочем, и здесь лучшим советчиком поэту оказывается сам поэт:
Полкниги написав, другую половину
Оставь другим писцам и выйди налегке.
<…>
Этот «выход налегке» и есть альтернатива ползущей за поэтом стихотворной пряжи. Как «суть великой немоты мира» - «поэтическим лессировкам». Поэзия – как пустое «как есть», как «неоформленный ком», немота, лишь слегка оттененная словами, – сталкивается с поэзией как культурным диктатом музеев, выставок и библиотек. К какой альтернативе, к какому полюсу качнется поэтический маятник Елены Елагиной? Возможно, ближе к первой. Возможно, поэтическая истина будет найдена где-то посередине. А возможно – и за пределами самих альтернатив. Где-то в области реестра магнитных бурь, особых звонков, синяков на руке и чего-то еще, вдруг ставшего достойным стиха...
Евгений Абдуллаев
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |