ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
Среди мероприятий, проводившихся в гостеприимных стенах Музея Анны Ахматовой на Фонтанке в уходящем году, презентация новой книги поэта Алексея Машевского «Пространства и места» выглядит событием исключительным. Необычность вечера 20 октября заключалась не только в том, что вел его не литератор, как это традиционно бывает, а художник, и что помимо чтения стихов в «программу» были включены музыкальные композиции и выставка живописи. Уже в самом начале презентация вышла из своих формальных берегов, превратившись в своего рода публичный диспут о взаимоотношениях между различными видами искусства поэзией, живописью и музыкой.
В роли ведущего вечера по просьбе поэта выступил замечательный петербургский художник Анатолий Заславский (кстати, месяцем раньше сам выпустивший в свет книгу, вернее альбом живописи). Не смотря на то, что на данном поприще живописец дебютировал и поначалу был немного сконфужен, со своей задачей он справился блестяще. Сразу признавшись, что в поэзии он «ничего не понимает», Заславский на протяжении всего вечера «работал» в режиме катализатора, то и дело подбрасывая Алексею Машевскому и прочим участникам презентации высококалорийную пищу для размышлений.
На первый взгляд, «Пространства и места» не что иное, как отчетный сборник стихотворца за последние двадцать лет работы в литературе. Кроме двух циклов раннего «Месяца на стройке» и написанного в прошлом году «Британского гербовника» в избранное вошли стихотворения, опубликованные в предыдущих пяти книгах Машевского. Формируя текстовый корпус новой книги, автор не мудрствовал: главный структурообразующий принцип здесь хронология появления на свет стихотворений и циклов. «Восьмидесятые», «Девяностые», «Новый век» вот три главы, на которые делится сборник. Между тем, налицо все основания считать «Пространства и места» самостоятельной поэтической книгой со своей собственной «душой», и если угодно, сюжетом. Как сказал выступивший на вечере поэт Василий Ковалев, «Пространства и места» это книга о романе автора с мировой культурой. В том, что роман этот счастливый, сомневаться не приходится. И не так уж важно, что сегодня поэзия «широким читателем» не востребована. Стихотворец профессия самодостаточная, потому и редкая. «Поэт в наше время почти что змеелов» пошутил на этот счет Алексей Машевский. Выразив благодарность тем, без чьей помощи книга не могла бы обрести типографскую плоть, поэт с теплотой говорил о своих духовных учителях Александре Кушнере, Лидии Гинзбург, Якове Друскине. Машевский заметил, что никогда не воспринимал поэтическое творчество как деятельность одиночек. Лирик аккумулирует всё, что накоплено культурой, было бы невозможно создать что-либо подлинное на пустом месте убежден Машевский. И как для поэта, для него огромной важностью обладает не только литературная традиция, но и прочие области художественного творчества живопись и музыка. Хотя на необходимости слияния этих искусств он отнюдь не настаивает.
Попытка взглянуть на современное стихотворство как на синкретизм разных художественных форм неизменно вызывает в памяти Жана Кокто, для которого поэзия была своего рода метафорой творчества. Он говорил: «поэзия музыки», «поэзия театра» и т.п. Но если иносказательное сопоставление изящной словесности с прочими художествами возражений не вызывает, то споры о реальном синтезе искусств ведутся до сих пор. Поводом для дискуссии на эту тему в Фонтанном доме послужило то обстоятельство, что Алексей Машевский представлял публике не только свою книгу, но и работы петербургского живописца Владимира Паршикова, а также музыкальные инсталляции молодого поэта и композитора Евгения Куприянова. К участию в презентации Владимир Паршиков был приглашен не по одной лишь причине, что он автор пастели, использованной в оформлении обложки (его рисунок украшает и вышедшую двумя годами ранее книгу Машевского «Вне времени»). Дело в том, что, как и творчество Анатолия Заславского, живопись Паршикова очень близка поэту и, без сомнения, органично сочетается с его лирой. Алексей Машевский написал несколько поэтических текстов, посвященных художнику. Среди работ, выставленных на Фонтанке, был и «Орфей», вдохновивший лирика на создание одноименного стихотворения. Рассуждая о взаимосвязи поэзии и живописи, Владимир Паршиков высказал мысль, что живопись может стать лишь внешним толчком к работе поэта. О том, бывает ли наоборот, художник умолчал.
Самый же юный участник вечера Евгений Куприянов со свойственной его возрасту смелостью решился скомбинировать стихи Алексея Машевского с компьютерной музыкой собственного сочинения. Получилось не стихи под музыку и не музыка на стихи, а нечто третье. Однако, далеко не все собравшиеся восприняли опыты Куприянова с одобрением. По словам Алексея Машевского, он сам не знает, «как к этому относиться», и на всякий случай напомнил публике об утраченном единстве стиха и мелоса. Более уверенно поэт говорил о живописи, считая, что внутренне она тесно связана с поэзией. В подтверждение этой мысли Машевский заметил, что очень многие стихотворцы неплохо рисовали. «Смыслозвук», «смыслообраз», мандельштамовское «целокупное восприятие» эти слова не убедили Анатолия Заславского, уверенного в том, что в живописи и в поэзии действуют совершенно разные законы. Это, однако, не мешает ему любить поэзию, и в частности, стихи Машевского, в которых, по словам художника, есть «красота исчезания». «Машевский описывает прекрасный мир, который вот-вот разрушится» резюмировал Заславский. Действительно, и тексты, составившие «Пространства и места», и новые стихи поэта, не вошедшие в книгу, но прочитанные им во второй части вечера, об ускользании прекрасного любви, юности, красоты. Но главный персонаж книги не пустота, не смерть. Она о другом. О чем-то, что вызывает у читателя не отчаяние, а скорее, светлую грусть. Именно так можно назвать общее настроение, с которым поклонники таланта Алексея Машевского покидали Фонтанный дом.
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |