ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ На главную




ВЫПИСКИ ИЗ ИСТОРИИ

***

Ну и где твое жало? - сама погибаешь, ужалив,
А зачем? Не обидно ли, пчелка? - геройство такое
коллектив не оценит посмертно...
А все-таки жаль их -
трудоголиков, преданных делу бессмертного роя.

Нам-то что! Пустяки. Мы пинцетом изрядно владеем.
Раз! - и всё... Слабый зуд, покраснение легкое кожи...
...Почему-то наркома я вспомнил - клопа в портупее;
этот, этот во имя чего полстраны изничтожил?

Вот ведь гнус! Кто его оправдать бы сумел ...
Но в итоге:
отыграется время на детях неумолимо...
...Арестанточка важная, ты благородней двуногих;
ты хотя бы не мнишь себя бедною жертвой режима.

Полосатая роба истлеет, смешавшись с землею.
Ни победы, ни славы, ни жала. Ни ада, ни рая...
Лишь отстойник для душ, я скажу, прокаленной иглою
прижигая укус, и золою его присыпая.


СТИХИ НАПИСАННЫЕ В СОЧЕЛЬНИК

- К вам придут и скажут...
- Кто придет? Что скажет?
Горьким или сладким по губам помажет?
Кто таков? Откуда? С чем придет - известно?
Врач? стукач? сантехник? депутат с харизмой?
Бандюганы в масках, участковый местный,
Божий человечек или черт акцизный?..
Или же все разом
ввалятся, повяжут...
- Что вы взволновались? К вам придут. И скажут...

- Я и не волнуюсь и совсем не трушу.
Просто ненавижу, когда водят за нос...
К нам или за нами, иль по нашу душу? -
Ну и пусть приходят - испугать нельзя нас.
Пусть орут, пусть даже
дегтем дверь обмажут...
- Вот и ладно. Значит, к вам придут и скажут...

- Нет, нас не обманешь никаким паролем,
никаким условным стуком в наши двери...
Кто бы ни явился, - мы им не откроем.
Что бы ни сказали, - мы им не поверим.
- Это дело ваше.
Но хоть ставьте стражу, -
все равно, однажды к вам придут. И скажут...

ИЗ ИСТОРИИ ПЬЮЩИХ

- Тот пьет потому что он пьет потомучтоонпьет...
- А тот?
- Потому что он жаждой духовной томим.
- А этот?
- А этот узнал, что однажды умрет...
- А ты?
- Ну, за тем, что им тошно и скучно одним.
Тот - первый - пропойца: всю жизнь исковеркал, дурак.
Машину, любовницу, дачу - все пропил на фук;
он даже Брокгауза продал с Евфроном за так;
жена его бросила, проклял единственный друг.
- А этот, другой?
- Этот с Бродским, представь, был знаком.
Он был молодой, подающий надежды поэт...
- И что?
- Ничего. Испугался поставить на кон
талант.
А теперь ни таланта, ни времени нет.
- А третий?
- А третий... - он страх заливает всерьез,
кошмар ожидания вечности, но между тем,
он втайне желал бы подохнуть, как брошенный пес,
но так, чтоб совсем незаметно, не больно совсем.
- А ты?..
- А что я? Ну, я пью, потому что я пью;
еще потому, что духовною жаждой томим,
а также, - и смерть ужасает, и жизнь не люблю...
А главное, - жалко мне этих... куда им одним?..


***

Этот снайпер настойчивый, охотник за черепами,
что выцеливает он в перекрестии X-Y?
Подключичную впадинку, складочку между бровями?..
Он задержит дыхание... и такие начнутся игры,
и такая работа пойдет азартная, такая охота!
Ах, всё оптика точная!.. И смерть - технологична,
незаметна и буднична... "Хорошо умирает пехота!" -
полководец первым заметил меланхолично,
барабан хрестоматийный попирая ногою.
Тоже в трубочку всё глядел, окуляр велюром
протирал. Ах, всё оптика мутная!..
Бог с тобою,
одинокий солдатик, - каким-то кривым аллюром
ты бежишь, огибая судьбу; петляешь, как заяц...
Что тебе посмертный салют и знамени вынос!
На худых плечах твоих громыхает ранец,
а в худом сапоге твоем за ночь гвоздь вырос,
и мешает, мешает, зараза!..
И непоправимо
оператор азартный к нам смерть приблизил вплотную.
Эта оптика хитрая! - ничего не пропустит мимо,
не оставит за кадром ни ужас, ни боль тупую.
...Мы-то ладно... Мы - зрители. Мы-то живем как боги,
ну, по крайней мере, не как жертвы азартных боен.
А тебе никакой защиты уже, никакой подмоги;
вот лежишь, как спишь, и взгляд твой странно спокоен.


ПОПУТЧИЦА

...Ей, похоже, все по фигу... Стоит ли тратить слова?..
- Эй, ты в школе читала Некрасова?... - Вот уж охота!
Все мужчины - козлы! - говорит. - Вот те раз! - Вот те два! -
отвечает спокойно, и смотрит, как на идиота.
Да, попался орешек!.. Не пробуй его расколоть...
Лишь одной узкой мыслью природа ее одарила...
Но уж что не волнует - так эта тщедушная плоть;
грудь цыплячья, гусиная кожа, румяна-белила.

О, усталость, усталость! Подруга, не дай мне уснуть,
а не то улетим мы с тобой под откос кверху днищем...
Вот, возьми сигарету. Болтай, говори что-нибудь,
о дружке, например, приблатненном, о принце, о нищем.
Пусть история эта известна и скуки полна;
плечевая судьба припорошена пылью дорожной,
и пьяна беспробудна и так беспрерывно бедна,
что и верить нельзя и не верить в нее невозможно.

Я избыточность текста прощу ей, дурехе, пусть врет;
пусть себя называет, как хочет, - то Кларой, то Фанни...
Сам с собою поспорить готов: у мотеля сойдет,
там, где ночь коротают горячие финские парни.
- Эй, водила, не спишь? У меня только десять рублей...
Оттянуться не хочешь? - и смотрит с усмешкой капризной...
...Что он там, Николай Алексеевич, музе своей
о сестрице родной, чуть не плача, бубнил с укоризной?


ИЗ ИСТОРИИ ИГРАЮЩИХ

Сам за собой следя с тоскливым интересом,
какого черта я торчу тут под навесом?..
Какого я рожна прикинулся азартным, -
залетный гость, чужак с апломбом непонятным.
Пустышка на руках... Куда ее пристрою?..
О, я в твоих глазах не дорогого стою,
товарищ мой и брат... - Что-что?.. - глядит, зевает, -
Мужик, моя твоя, усек, не понимает;
играешь - так играй, нет - уступи другому...
...Блаженные слова, блаженная истома...
Я замерзаю, друг... - Ну, игрочишка слабый!
Эй, слышь, прими на грудь, согреешься хотя бы.

Так ладится сюжет, который мне не нужен, -
в нем продолжений нет, деталей выбор сужен;
и катит наугад среди раздумий хмурых
порожних строк состав, гремящий на цезурах.
Акцентный стих мне мил, но истина дороже:
заношенный до дыр тулупчик не поможет...,
доступный артефакт, лирическая нота...
Не выбросить ли флаг и - в ссылку без почета,
приняв, что даже дар блаженного искусства
тебе взаймы был дан, за так, на дупель-пусто.


РАЗМЫШЛЕНИЕ О СКОРОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Это к Тютчеву они выходили сомкнутым строем,
и к Некрасову, ветвями шумя, выбегали;
овевали своим пьянящим густым настоем,
и раздумья глубокие, как забытье, навевали.
И покуда скрипела бричка по пути к столице,
и пока тарантас грохотал, и шуршали сани, -
сколько раз на колдобине рисковал языка лишиться,
столько раз успевал заснуть и проснуться странник;
и помыслить всерьез о дубравах, бредущих рядом,
о судьбе, о Боге, о любви к отчизне, обо всем на свете...
...А тебе не успеть вот обдумать, окинуть взглядом,
не успеть даже кивком головы приветить, -
потому что, когда тебя сносит тягун упорно
к этим братьям лесным, сбежавшимся вдруг поспешно,
относительность скорости постигаешь уже рефлекторно
и любая мысль мимолетна и центробежна -
вылетает... Поймать не успел - уже отлетела...
- Плюнь, забудь... - то ли внутренний голос твой слабый,
то ли ангел-хранитель-спасатель зудит, - твое дело
за дорогой следить, краем глаза цепляясь хотя бы.
Не спеши! - на таких скоростях все приметы бесцветны,
чем быстрей смена планов, тем бессмысленней счет на доли...
Валуны придорожные, знаешь, и те не бессмертны,
и дубравы однажды не выйдут к нам из-за поля.


ИЗ ИСТОРИИ ДЕРУЩИХСЯ

Гой-еси и так-растак, удаль молодецкая!
Вот сцепились у ларька и, друг дружку тиская,
прокричал один: "Убью, мразь антисоветсая!"
Прокричал другой: "Урою, гадина фашистская!"
Дальше не хватило им нормативной лексики,
и такие в ход пошли чудо-дефиниции;
все амбиции наружу, фобии и флексии...
В "скорую" пора звонить или звать милицию.

- А затем?.. - А что затем? - небольшая разница, -
что у Хармса прочитать, что у Тита Ливия,
что сосед тебе расскажет, дебошир и пьяница...
Кто точнее, тот и прав, а не кто болтливее.
Депутату депутат обрывает лацканы...
Печенега Пересвет потчует дубиною...
Все свидетельства давно по делам растасканы
уголовным, обретя глубину былинную.

Вот и этих забулдыг вялые старания
без спортивной злости, без куража бандитского...
Я зачем на них гляжу с полным невниманием,
вспоминая невпопад Брейгеля Мужицкого?
- А потом? - А что потом? - битой человечины
тошнотворный натюрморт - к этому все сводится...
Вот лежат они в пыли, юшкою расцвечены.
И довольная толпа по домам расходится.


STRANGERS IN THE NIGHT

Без причины грусть и путь без цели,
гонка в никуда и без азарта...
Только шелест шин, и еле-еле
"Strangers In The Night" журчит Синатра.
О, давай, подпой ему, охрипший;
легкие слова, никаких пророчеств...
Разведи тоску песенкой прилипшей,
приплюсуй своё - к сумме одиночеств.
Позабудь, зачем, и какого зова
данник, ты летишь во мгле белесой?..
Вот тебе - взамен ужина и крова -
пару-пару-рам, "we'll be together..."
Будем - как не быть! - когда-то, где-то?
за пределом снов? за третьей стражей?..
Получи - взамен точного ответа -
зыбкий романтизм ночных вояжей.
И плыви по стрежню рек молочных
мимо берегов, где спят объёмы,
спрятавшись от фар твоих полночных,
охраняя чьи-то медленные дрёмы.
Спящим - нет числа, не спящих - мало...
Strangers in the Night, I told you, we shell...
Бархатистый голос смолк устало,
из бессонных глаз ни слезы не выжал.


ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

"У этих алкашей, замечу кстати я, -
сказал хирург (и сам с утра в подпитии). -
Причина жизни - пьяное зачатие.
Причина смерти зачастую вскрытие..."
Ну, шуточки у вас, лепилы-лекари!
Меж тем, как мой сосед по ночи муторной
с уже нездешней синевой над веками
спит, с биркой на лодыжке перламутровой.
И что ему вся ваша кривда вздорная,
посулы ваши бодрые, рутинные,
когда склероз, цирроз, чума бубонная
под корешок слетелись дерматиновый.
Вниманием к себе неизбалованный,
как верил он: поправить смогут, вылечить.
Глаза скосив к тетрадке разлинованной,
что он пытался уточнить и вычленить
в чертополохе этом, в этих зарослях...
(Вот клинопись! - Шумер и Абиссиния!..)
Но слово "канцер" угадавший в записях,
от собственного помертвев бессилия,
он сник, он смолк; в своей каморе пыточной
он лишь коросту раздирал постельную...
И вот твой брат, твой сын, Петрополь призрачный,
он отбывает в область запредельную.
И вот, отбросив плоть, как бутафорию,
как ношу надоевшую и скучную,
досрочно возвращается в историю -
бессрочную, безгласную, беззвучную.

О Д Н А Ж Д Ы . . .

...опоздаешь на свидание, но это окажется не важным...
...сядешь за руль и не сможешь в руках его удержать...
...в печурке спалишь весь пожизненный мусор бумажный...
...последнюю строчку бубня, не захочешь ее записать...
...в декабрьских сумерках затоскуешь только о тепле и свете...
...вспомнишь детскую песенку, не вспоминавшуюся сто лет...
...забудешь, о чем полчаса назад прочитал в газете...
...начнешь названивать старому другу, которого нет...
...любимую книгу закроешь и не заметишь страницы...
...не выскочишь больше за сигаретами на "уголок"...
...поймешь, что графити в парадном еще полвека пылиться...
Однажды переживет тебя ночной мотылек.


***

- Здрасте-здрасте, это я.
- Ну и что, что это ты?
Мы тебя не приглашали, ты уместен здесь едва ли...
- Как же?.. Мы же вместе... Вы же...
Дальше - приступ немоты.

- Здрасте.
- Здрасте.
- Это я.
- Да, мы видим: это ты.
Ну и что тебе тут надо? Ты явился без доклада.
- Вы же сами вызывали...
Дальше - приступ глухоты.

- Здравствуй, здравствуй, это я. Вот принес тебе цветы.
- Видишь ли, какое дело... Я давно сказать хотела...
Познакомься, это Паша...
Дальше - приступ слепоты.

- Здрасте... Где я? Что со мной?.. Эти ржавые бинты;
Этот запах страха, боли?
- Ты еще не понял, что ли? -
Восьмиместная палата... Дальше - приступ.
И кранты.

- Здравствуй, Боже, это я. Вот пришел...
- А-а, это ты?
Ну и что тебе тут надо? Мы тебя совсем не ждали.
Ты явился без доклада и уместен здесь едва ли.
- Что ж со мною дальше?..
- Дальше? Вот образчик простоты! -
Дальше только долгий приступ слепо-глухо-немоты.


ПРОСТО ИЗ ИСТОРИИ

М.Н. Кураеву


Полосатая будка, полосатый шлагбаум, полосатый столб верстовой.
В полосатом клифту да по той дороженьке, по раскисшей той...
Что, милок, приуныл? Кто там в спину тебе оторопело глядит? -
Ватный будочник, да суконный стрелочник, да с пугачом инвалид.

Что былин у нас! Что сказаний-преданий! Мы с историей нашей на "ты".
Ни одно колесо - никогда до Казани... - сопрут через две версты.
Но везде на стрёме или на страже, или просто торчит пень пнём -то бандит
отмороженный, то мент заторможенный, то инвалид с ружьём.

Где-то между столиц по разбитому грейдеру громыхает "Газель" в ночи.
А вокруг темнота - вырви глаз, а вокруг - ни души, кричи - не кричи.
Только вдруг остановят (место не обозначено, разбитый фонарь скрипит...) -
то ль омоновец пьяный, то ли рьяный гаишник, то ли с древним ружьем инвалид.

- Вы туда не ходите, там такое махалово: нож на нож. Но сквозь чад и дым
кабака, словно шепот знакомый: "Ну, как же ты, братец, с адом таким?..
"...А вот так вот, Алёшенька, так вот и мучаюсь. И хихикают за спиной
чёрт акцизный, и чёртик зелёный махонький, и ещё какой-то - кривой..."

Вот такие видения нас морочат, такие вот странные сны.
Где страна, о которой ты знал бы, что любишь её? Нету такой страны.
На обмылок похожий, лепила, однажды зашьёт тебя ржавой иглой
и... поехали мимо: будка, шлагбаум, покосившийся столб верстовой.


РАСХРИСТАННЫЕ СТАНСЫ

Светлой памяти русского постмодернизма


Что слава? - Тьфу! не слаще сливы...
Я пережил желанье славы
(быть знаменитым некрасиво).
Но что в итоге, боже правый?
Поэт, не поступайся ксивой!
Нюансировка фразировка лексическая лессировка
плюс дрессировка плюс сноровка
Что, ловко? То-то, братец, - ловко!

Шныряя по пробитым тропам,
поэт, не поступайся тропом.
В ночи, склонившись над тетрадью,
поэт, не поступайся гладью;
следи за милой русой прядью.
Пробор от Фета... Тьма повторов-переговоров-разговоров
ну что сидишь пыхтишь как боров
В конце - набор стальных приборов...

В конце - заместо точки - кома...
Приходит смерть, неутомима:
"Я с вами, кажется, знакома?
Чума на оба ваши тома!
Лежите вот, скучней налима..."
На камне - з?лотом: "Я - дома.
А вы-то где? Гуляйте мимо!"


НА ГЛАВНУЮ ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА БРОНЗОВОГО ВЕКА МЫСЛИ СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА РЕДАКЦИЯ ГАЛЕРЕЯ БИБЛИОТЕКА АВТОРЫ
   

Партнеры:
  Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование"