ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
Крупнейший испанский поэт . Родился в Вальядолиде . Там же учился в школе . Учился в университетах Мадрида и Гранады , довершая образование в Швейцарии и Германии . В двадцатых годах преподавал испанский язык в Сорбонне . Дружил с Полем Валери , чьи творческие установки ( при том что стихи Гильена не похожи на стихи Валери ) разделил безоговорочно и навсегда . В эти же годы начал публиковаться . Преподавал в е вропе йских университетах , а после эмигрир ации ( по политическим соображениям ) из франкистской Испании в 1938 году , в Гарварде в США.
В 1976 году получ ил Премию Сервантеса и был избра н академиком испанской Академии . Ум е р в Малаге 6-го февраля 1984 года .
Считается сторонником так называемой чистой поэзии . Все в конечном счете зависит от того , как понимать это определение . Поэзия Гильена строга , склонна к философскому анализу , чурается как пылкого изъявления чувств , так и неумеренной живописности . Собственно говоря , тема всех приводимых ниже сонетов - свет . Гильен одержим светом , свет у него , как водится , противополагается тьме , в своих предельных состояниях с ней совпадая . И это не собственное поэта изобретение , а вековечная культурная константа , в философии начинающаяся с Дионисия Ареопагита . Пейзаж в стихах Гильена далек от простодушной и наивной описательности , он - всегда повод для выявления сущностных форм вещей . Это демонстративно традиционные сонеты , которые могли быть написаны только в авнгардистском двадцатом веке .
Переводчик.
СОНЕТЫ
В ПОЛУСНЕ
Уверенней? Да нет, какой в том прок?
Отяжелели челюсти и веки,
Мирволя сну, когда не я, а некий
Застывший в нерешимости игрок
Во мне, внезапно делая виток
И убегая собственной опеки,
Впадает в пустоту без подоплеки,
В блаженство полноты, в ничто, как Бог.
И очертанья намогильных плит,
И призраки в пещерах подземелий
С оракулами, чья увяла прыть,
Мне безразличны. Только ночь сулит –
Вне зла и блага – бытие без цели,
Такой покой, чтоб быть и только быть.
ПРОВИДЕНЬЕ СМЕРТИ
Бывает, обреченность удручит.
Вдруг замаячат пригород, ограда,
Стена глухая и за ней прохлада –
Там свет полей споткнулся о гранит.
А может, правда, свет, когда слепит,
Печаль горчее ? О, спешить не надо.
Пусть плод из отцветающего сада
Поспеет в нем. Тогда уж рот вкусит.
Такого дня среди печальных дней
Не миновать. Простертая вдоль тела,
Рука увянет. О пощаде стон
Не осквернит собой ничьих ушей.
Бери – скажу – я отдаюсь уделу,
Сужден и мне не случай, но закон.
НА ПУТИ К СТИХАМ
Меня извлекший ритм из вялых пут,
Стеснявших мне движение до встряски,
Обдал восторгом светозарной ласки
И на террасу вывел мой маршрут,
Где верховодит тот, чей атрибут
Прозрачный космос и по чьей указке
Досада сякнет, а ее тараски ,
Немоты злее, от меня бегут.
А тут еще, предел фантомных мук,
Ползут ко мне для полного комплота
Слов полчища, стремясь попасть в сонет.
Но контуры очерчивает звук.
И форма тащит из водоворота.
Все меркнут беды, и сияет свет.
И ВОТ ОПЯТЬ
С каштанов тоже льет, и никуда
От струй не деться. Ожерелье влаги
В траве блестит, тая архипелаги
Забвений, своенравных как вода.
Вот непосед, удравших из гнезда
Каких-то птиц, бесчинствуют ватаги
Средь мокрых листьев. Связные зигзаги
Балконов к ночи строги, как всегда.
Все бурое дыханье кое-как
Удерживает, и докука длится.
Мир кротко ждет, глотая тошноту.
Вдруг ниоткуда, разверзая мрак,
Прекрасных слов взлетает вереница
И новой фразы дарит красоту.
АРИАДНА
Там облако готово пасть в листву
По умыслу ль пособника загадок?
В беспамятства торосах, без оглядок
Их растопляя, медленно иду.
Бреду и голым сучьям и гнезду
С птенцом дивлюсь: расцвет то иль упадок?
И не понять, октябрь навел порядок
Или апрель так распустил узду?
Измучился я, силясь отобрать
Избыток первообразов у мрака
И словом форму вещи осязать.
Но если медлить, что тогда молить
О проблеске или подобье знака?
Помилуй, Ариадна, дай мне нить!
ДНИ УДЛИНИЛИСЬ
Дни удлинились, и благоволит
Прогулке предвечернее светило
Вослед реке, в которой отразило
Оно, с февральских нисходя орбит,
Градостроенья, и меня двоит
И умножает, если вдруг удило
Забросят, или отвернут кормило,
Когда скитаясь у гранитных плит,
Я быть хочу коротким ветерком,
Свидетель упоения заката
Неторопливым пылом облаков,
Вечнозеленый ельник целиком
Воспламенивших, видящий куда-то
Поплыл еще один из вечеров.
БЛАЖЕНСТВО
Глухую стену туго оплели
Цепляющейся жимолости плети,
Благоуханный аромат соцветий
Пал на дорогу и достиг земли.
Мечтательно упоены, цвели
Они на этой потайной планете.
Карабкаясь. Я ахнул: в ярком свете
Сад, как бокал, сияет изнутри.
Тюльпан провозглашает, что он ал,
Невозмутим, окольцевавший трели
Всех соловьев, дубов немолчный гул.
Мир вдруг отменно благороден стал,
Заботы все куда-то улетели,
И я в блаженстве взял да и уснул.
НОЧЬ С ОСОБЕННО ЯРКОЙ ЛУНОЙ
Стояла ночь, ошеломляя взгляд.
Огромное безмолвие твердело,
Как алебастр, и белизной сумело
Перебелить сугробы горных гряд.
Мерцающий овеществленный хлад
Бодрил, преображаясь под прицелом
Светила в покрывала и пробелы
На почернелой плоскости оград.
Подробностями тень пренебрегая,
Предметы распахнула – Суть ночная
В блистающих холстах воплощена.
В земных глубинах где-то кладовая,
В которой круг составился: такая
Ночь, снег, ошеломленность и луна.
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |