ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
* * *
Р. Р.
Защищены, но не слишком права
у Мнемозины.
Сквозь снегопад проступает Москва
болью руины.
И обывателя сводят с ума
краны-трудяги,
кажется, это уже не дома,
а саркофаги.
Срокам исполниться и временам
необходимо,
или же не были явлены нам
образы Рима?..
Там Капитолием гордым глядит
холм за Неглинной,
фрондой опричной своей знаменит,
спесью старинной.
Тут Авентином разбавленный Рим
смотрит плебеем:
барин, по-вашему не говорим,
не разумеем.
Пусть продувают сквозные ветра –
небу открыта
площадь Соборная гробом Петра
митрополита.
* * *
И Россия, как белая лира, Над засыпанной снегом судьбой.
Георгий Иванов
Побудь же еще хоть немного, покуда
не выпадет снег в изумрудном саду,
не чудом – хотя бы возможностью чуда,
возможностью музыки в тихом аду.
В саду городском, где витийствует вьюга,
где, треснув, стволы оседают на снег,
о, только б коснуться ветвями друг друга,
в объятиях сжав напоследок, навек.
Страшны этой ночью сады городские:
ломаются ветви, закованы в лед,
они тяжелы, словно судьбы людские,
об этом и вьюга ночная поет.
А мне и с тобою в ночи одиноко,
и ведает бедное сердце мое,
что все мы в ответе за музыку Блока,
что скоро и вовсе не будет ее.
* * *
Я шел сквозь лес. Был день как день.
Под старою сосной
досужий бес присел на пень
и говорил со мной:
«Еще жива душа твоя?
Владея ремеслом,
все для тебя исполню я.
Проси, Авессалом!»
«Где лодки острое ребро
взметнуло ил со дна,
всю ночь чернила серебро
зеленая луна;
почти бесплотная рука,
браслеты из травы,
глаза закрыла мне, слегка
коснувшись головы;
и, подымаясь над рекой,
душа моя, как знать,
блаженный обретет покой,
иную благодать.
Я – только тень среди теней,
и что теперь твой дар,
ты опоздал придти за ней,
простимся, Велиар».
* * *
– Не знаю я, как долго это длится,
я вижу сны истерзанной земли.
– Мы встретиться иначе не могли,
на свете ничего не повторится.
– Как странно оказаться снова здесь,
любимый мой, кто я теперь такая?
– Весь дождевыми каплями сверкая,
как будто бы в слезах счастливых весь,
был сквер на этом месте. Не спилили
лишь несколько деревьев вековых,
быть может, стала ты одним из них.
…Среди камней, коллекторов и пыли,
в хаосе перекрестков, площадей,
по теплотрассам мира, неприкаян,
как ангел электричек и окраин,
в обход строений, дальше от людей –
к бесшумно облетевшей за ночь кроне,
где выпростала крылья, чуть дыша,
в нерукотворной солнечной короне
уже развоплощенная душа…
* * *
…И вы, кто заповедал мне молиться,
и вы, кто заповедать не успел,
покуда этот мир не прекратится,
уснувшие, вы будете мне сниться,
в ночи моей мерцают ваши лица,
безжизненные, белые, как мел.
Господь и Бог мой, верных не остави
и в царственном священстве утверди.
Вернее веры, явственнее яви
на них вовек стоять Твоей державе;
гряди же, Вседержителю, во славе
возлюбленных и верных посреди
и посреди положенных вне стана,
которых той же кровью искупил;
тепла, как земляничная поляна,
земли Твоей сияющая рана –
от катакомб святого Себастьяна
до безымянных бутовских могил…
* * *
Помню, отец на рыбалку ночную
взять обещался меня наконец;
спорят родители: как обману я
сына? – и на руки поднял отец,
и посадил на железную раму,
велосипед полетел в темноту,
я, в забытье провалившись, как в яму,
замер комочком живым на лету,
не разделенным на душу и тело,
было мне от роду несколько лет,
видел, как медленно небо алело,
не понимая, что это рассвет.
И расступались днепровские плавни
там, где народ в старину баловал,
вольный народ, обиход стародавний,
наполовину разрушенный вал,
тихий напев, незакрытые ставни,
над колыбелью прекрасный овал.
Только в младенчестве правда святая,
детство – как зеркало передо мной,
я закрываю глаза: молодая
мама стоит в красоте неземной…
Что мне осталось от этого скарба?
Вижу отчетливо, как наяву:
выудил папа зеркального карпа,
передо мной положил на траву.
* * *
…его супруге снился сон:
ее ведут по галерее,
минуют лестницу, балкон,
с ней рядом греки, иудеи.
Одежды странные на них,
каких не носят в Палестине.
Народ на форуме затих.
Арена. В дальней половине
какой-то шум. Взошел легат
на возвышенье. Конский топот
и вопль восторженный солдат.
В народе осторожный ропот.
Ей снова пытка предстоит,
но пострадать она готова.
Сверкает явь. Она не спит.
И это брезжит vita nova .
Сокрыть презрения не мог
работой утомленный воин:
«Ответствуй, старче, кто твой Бог?» –
«Узнаешь, только будь достоин». –
«Ответствуй, для чего они
вчера покорно отрекались?
В них перемену объясни,
мы отпустить намеревались
их всех. Теперь идут в костер
и в пасть отверстую без страха,
как будто Некто длань простер –
и благом обернулась плаха». –
Он на мучителей своих
глаза сияющие поднял
и молвил: «Се через живых
ожили мертвые сегодня». –
Не разумея ничего,
сыны погибели пытали:
«Как имя Бога твоего?» –
Уста благие отвечали:
«Подобно человеку, Он
не знает имени…»
На этом
тревожный оборвался сон…
Она отправила с рассветом
о том известие – супруг
уже сидел в судейском месте,
едва скрывая свой испуг
от полных зависти и лести
первосвященников, – они
все проницали от начала.
Внизу «распни Его, распни»
толпа безумная кричала.
МАЗАЧЧО
Взамен орнаментов, узоров
и самых утонченных грез,
расшитых золотом камзолов,
единорогов и стрекоз,
взамен изысканнейших линий –
весь холод правды пред тобой;
должно быть, так ложится иней
к ногам, натруженным ходьбой.
Но оптика неумолима,
она настраивает глаз,
Мазаччо или Мазолино?
узнать хочу который раз.
Апостол исцеляет тенью,
за ним калеки поднялись,
он был свидетель Воскресенью,
а эти – верою спаслись.
И рвутся сети от улова,
и тот ли это ученик,
что в суть услышанного Слова
однажды, как дитя, проник?
«Ты дал глаголы жизни вечной.
Куда же от Тебя идти?» –
сказал он в простоте сердечной,
остановившись на пути.
Ни птиц, ни бабочек прекрасных,
и сети падают из рук,
когда перстом Христовым властно
апостолов очерчен круг.
КЛЕОПА И ЛУКА НА ПУТИ В ЭММАУС
Удержаны мои глаза,
простите, бабочки и птицы,
но надвигается гроза,
и надо бы поторопиться;
кто позаботится о нас,
с тех пор, как мы осиротели,
бредем, не разлепляя глаз,
без утешения, без цели…
Откуда спутник наш узнал
о тайной вечере, о чаше;
когда об этом толковал,
не сердце ли горело наше;
душа, как птица на груди,
давно ли так была согрета?
– Останься с нами, не ходи
в селенье сумрачное это.
Есть хлеб у нас и есть вино,
для ужина не так уж мало,
нам это Господом дано,
и этого всегда хватало.
– Останься с нами – не видна
дорога, потемнело небо.
…Вдруг отделилась пелена
от глаз, когда частицу хлеба
Он преломил, явив Дары
для них как трапезу простую.
О сердце сумрачной поры,
зачем ты бьёшься вхолостую?
* * *
На свете все проходит,
И даже эта ночь…
Арсений Тарковский
О сад, какая радость мне
в благоухании и цвете?
Я тихо плачу в стороне,
и благодатны слезы эти.
Я плачу, и в слезах моих
вся горечь будущей разлуки.
Еще темно, и сад затих,
и лепестки ложатся в руки.
Затихли травы на лугу,
затихли мертвые в могилах,
я плакать больше не могу
и слез остановить не в силах;
я женщина, и плачу так,
как плачут женщины простые,
о Господи, подай мне знак,
что слезы эти не пустые.
Кто здесь еще? Не подойду,
останусь тенью незаметной.
Блажен, кто трудится в саду
в благословенный час рассветный.
Ему спокойно, он один.
Зачем явилась до зари я…
«Скажи мне, добрый господин,
не ты унес Его?» – «Мария!..»
* * *
Я видел виноградники зимой,
их силуэты черные на фоне
коричневой, лоснящейся, живой
бессмертной глины, сложенной на склоне
террасами, ведущими туда,
к таинственному центру мирозданья,
где небом обрывается гряда
и нет необходимости страданья.
Лоза без листьев – древний алфавит,
в гортань заключены его осколки,
пребудут на террасе, как на полке,
и книга Царств, и Числа, и Левит.
А там, внизу, где шах сидел на троне,
которого попробуй только тронь, –
пред ним весь мир простерт, как на ладони,
но как тепла заветная ладонь!
Мы – в землю нисходящие послушно
наполненные квэври. Простодушно
устремлены открытые глаза
туда, под облака, под образа.
Кто виноградарь? Где его лоза?
Возрадуйся, божественная глина!
Гляди: равноапостольная Нина
в мехи вливает новое вино,
вовек да не отвергнет нас оно!
* * *
А. А.
Петрова, Божьей милостью поэта,
я вез архив в обычном рюкзаке.
Был Духов день. Сворачивалась Лета
в Садовое кольцо. Как по реке
троллейбус шел. Я был в небесном ранге,
с тяжелыми крылами за спиной,
былые времена как бумеранги,
как молнии сверкали надо мной.
Я нес чужую огненную лиру,
и ноша мне была не по плечу:
она пропела городу и миру,
мне нечего сказать – и я молчу.
Но приводить к заветному порогу
ужели у нее такая власть?..
«Ах, Мишечка, спасибо, слава Богу!
Я дождалась».
* * *
Врага досужего кляня,
вдруг оживишь его химеры.
Есть дар любви и подвиг веры,
все прочее – не для меня.
Есть благодать и есть закон,
врага досужего и злого,
твое ли образумит слово,
дай руку мне, Иларион.
Первоисточник верный мой,
не научи меня закону,
но, как наглядную икону,
мне истину мою открой.
Ах, если б ангел твой, скорбя,
явился мне и молвил: «Ну же,
венец творенья неуклюжий,
пойдем, есть дело для тебя».
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |