ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
***
Потому, что кто-то прислал мне букет пионов.
Потому, что солнце светило, как на заказ,
и у входа в метро стояла такая лошадь, каких Филонов
рисовал, с бесконечной горечью вместо глаз,
и как будто ждала наездника (неужели
ты вернешь мое детство, Всадник без головы?)
Потому, что в жизни все - кое-как, или худо-бедно и еле-еле,
кроме тех минут, когда вдруг становишься просто
частью густой травы
в Люксембургском саду - неважно - или в Ушково,
и сидишь на террассе, с бокалом пепси или вина:
неужели в начале действительно было слово
или все-таки эта жаркая тишина?
***
Мне снилось, что я больна, тяжело больна,
но рядом ты, и боль отступила резко.
Ты умеешь только во сне так у окна
стоять, теребя задумчиво занавеску?
Густой лавандой пахла моя кровать,
вокруг стояли цветы и сновали люди.
Ты умеешь только во сне так утешать,
как будто смерти и вправду совсем не будет?
Между нами была, наверное, то ли нить,
то ли вовсе игла: на что-то я напоролась...
Ты умеешь только во сне так говорить
со мной - или это твой настоящий голос?
***
Где прошлое? Где я? Где настоящее?
С какой планеты я сейчас вернулась,
чтобы увидеть в зеркале горячее
от сна лицо, невольную сутулость
и тени под глазами? Что за смутная
действительность всю ночь меня сегодня
то в детство окунала беспробудное,
то подымала ввысь над преисподней?
Я даже к мертвым, кажется, наведалась,
но вспомнив обо всех, кто здесь остался,
вздохнула глубоко - и снова сделалась
собою, чтобы ты не испугался.
***
Есть бездна хаоса - точнее, пустоты -
под каждым действием, внутри любого жеста,
и все мы, выбросив завявшие цветы,
спешим занять освободившееся место
на подоконнике - а может, на столе -
допустим, сахарницей в снежной полудреме,
как будто память чью-то предаем земле
и селим новую любовь - всё в том же доме.
***
Она любит Вермеера, Жюля Верна,
Эллу Фицжеральд, Шерлока и цветы.
В ее книгах жизнь, да и смерть, трехмерна,
и стихам дано перенять черты
тех людей, которых она любила,
или улиц, или того кота,
что царапал двери и выл уныло
в кабинете с лампой, где пустота
постепенно стерла следы родного
человека, знавшего о любви
ровно столько, сколько вмещает слово
целиком счастливое, как "Лови!"
***
Подал левую руку - Мише, правую - Кате,
а меня он поцеловал.
Как мы замерли в тот момент в четверном обьятьи
я запомнила, а вот дальше идет провал,
и потом, через много лет, он всплывает снова,
полысевший, слегка насмешливый и чужой.
Все на свете читавший, знавший любое слово,
разве мог он на равных заговорить со мной?
Заходила к нему на час - торопилась вечно;
он учил меня шарф завязывать, как в кино,
безошибочным жестом щеголя: я, конечно,
не запомнила, да и было мне все равно.
Почему же мой сон и Бог весть какая сила
вызывает его все время из пустоты,
и зачем его смерть впервые мне разрешила
обратиться к нему на ты?
***
Во мне живет подземная весна.
На этих чайках - подпись океана,
и комната течет в проем окна,
легко сливаясь с шелестом платана
и с жарким духом булочной. Никто
вчера не видел ангела на крыше
моей. За что мне музыка, за что?
Всю ночь со мной о смерти говоривший
сон, заметая наскоро следы,
исчез - и я проснулась слишком рано:
передо мной стоит стакан воды
и только жажда больше океана.
***
Ты спрашиваешь: я не помешаю?
Становишься бесшумно у двери.
Темнеет ветер, порванный по краю,
и прямо в окна дышат фонари.
Нисколько не мешаешь: ты всего лишь
переворачиваешь все в груди
и в мире, и глаза слезами кол е шь.
Поэтому - конечно, проходи.
***
Он любил стихи и нищий вкус земляники;
залетевшую на веранду ночную птицу.
На его картинах щуплый Исус в тунике
был похож на босую девочку-танцовщицу;
говорят, он лишился разума, в завещаньи
свою лампу оставил бабочкам, а тетради -
только той, что навек исчезла с его вещами,
заперев его дом, склоняющийся к ограде.
***
В Авиньоне в консерватории имени Мессиана
учатся только птицы. Все остальные пьют вино
радости - кто из рюмки, кто из стакана,
кто прямо из воздуха, льющегося в окно.
Почему мы еще не там? Почему мы дома?
Почему мы учим который год
грамматику осени - до последнего излома
ветки, до последних скрипучих нот
растворяющегося в сумраке трамвая?
Может быть, оттого,
что нам легче жить, бежать по улице, глядя под ноги, не узнавая
себя в прохожих, а там - другое, там жизнь похожа на Рождество..?
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |