ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
1976-2012
АНДРЕЙ НЕБКО ( Андрей Александрович Анипко ) (1976 – 2012 гг.)
Родился 15 сентября 1976 года в Мурманске, в семье служащих. Закончил среднюю школу. Поступил на философский факультет Санкт-Петербургского университета. Вскоре понял, что философия – не его стезя. Следуя своим филологическим увлечениям, сменил факультет. Изучал в том же СПбГУ древнюю и новую словесность. К языкам был склонен всегда. С легкостью овладел основными европейскими языками. С юности - усидчивый, дотошный переводчик: Г.Бенну, Д.Томас, У.Шекспир, Новалис, Бодлер. Его «экспереМентали» украсили Первый номер журнала «Квадрига Апполона» (СПб., 2007 ). Переводил античных авторов. Философские труды Гуссерля. В последнее время штурмовал финский, норвежский, греческий. Андрей – прирожденный филолог. Чувство языка удивительное! В 19 лет пробудился в нем и самостоятельный поэтический дар. Стихотворные рифмованные строчки лились и лились… Записывал чуть ли не на «автоматическом письме». Почудилось, что рождается новая система стихосложения. В канонах постмодернисткой эстетики А. Анипко сам себя рецензировал, комментировал. Разыгрывал увлекательных поэтический перфоменс. Пришлось взять звучный псевдоним. Арсения Северина узнали в Питере и Мурманске. Две книжки («Увертюра», Мурманск, 2002, «Иллюзиады» (СПб, 2007) нашли своих читателей. Сам автор относился к своим поэтическим экспериментам критически. Версификация – пусть и виртуозная! – отошла на второй план. Поиск себя настоящего продолжался… Непростые жизненные перипетии, философская направленность ума, тонкий литературный вкус – все это вело к тому, что Андрей Анипко, меняя псевдонимы (Андрей Савельев, Андрей Небко, Йордан Кейн), печатаясь в интернете (сайт «Стихи. Ру»), вышел на свои главные темы. Ими стали одиночество, любовь и смерть, смысл и бессмысленность бытия.
В 2001—2008 гг. в Петербурге служил (с перерывами) в Научной библиотеке им. М. Горького. Посещал литературную студию Алексея Машевского при Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Входил в петербургскую поэтическую группу «слепой поэзии» «ГЛАZS».
После серьезной травмы Андрей в 2009 году был вынужден вернуться из Петербурга на родину – в Мурманск. Работал корректором в газетах. Немало времени уделял любительской сцене, фотографии. Вернулся к стихам. Прекратились игры в оригинальность, заговорило сердце.Предложенная подборка стихотворений скажет сама за себя. А если не скажет – «значит, и поэта нет» (так отреагировал бы Андрей). Он был всегда чрезвычайно строг к себе, нещадно браковал то, что, порою, бесспорно принималось его друзьями, поклонниками. Предчувствуя свой уход, он заранее отобрал то, за что ему было бы не стыдно.
Людмила Иванова
ИЗБОРНИК
***
Я вернусь к тебе ветром в кирпичной щели,
я вернусь к тебе пригоршней кислой земли -
щекотать и слюнявить ржаное подчревье.
Я вернусь к тебе певчим морозным ключом,
я вернусь к тебе солнечным пыльным лучом,
просочившимся сквозь облака и деревья.
Спеленай меня в дудку, цевницу, свирель:
я взъерошу на мшелом пригорке сирень
и всем пчёлам кувшинки пыльцой перемажу!
Я вернусь к тебе звонкой зуделкой дождя -
об одном попрошу: не забудь, восходя
по ступенькам, стереть с переносицы сажу.
Я люблю тебя снова, вчера и всегда, -
не забудь, доверяясь ладоням пруда,
камышину сорвать или срезать - исполнишь?
Я вернусь телеграммой с угрюмой каймой,
но вернусь!!! - в меховые ладони, домой,
на колени, и вверх по... - но помнишь ты, помнишь!
Или примус остыл, и цветок голубой
над конфоркой гундосит мохнатой губой
о "каких там свирелях?! джакузи - и в койку!"
И тогда я вернусь - одичавшей грозой,
давшей волю трехтысячевольтной борзой -
целой своре! - прорвать, как плотину, надстройку
и пробиться к корням: всё нежней, всё ржаней,
и уже не сдержать ошалевших коней,
и счастливей тебя и меня... - Выйди, кликни -
на просторы любых социальных сетей -
чингачгукский свой клич! -
Загрусти, опустей
и опять в непросеянный пепел поникни.
***
За призраком звёздного дома —
такой же неприбранный дом.
Теснясь в берегах окоема,
он хочет на волю — внаём
бессрочно сдающийся случай,
счастливый ли, нет ли — тоска
упрямо волхвует над кучей
тягучего века-песка.
Из пены, и глины, и тины
на этом — земном — берегу
мы строим и сводим руины
в уютную арку-дугу:
быть может, заглянут дельфины
и все, перед кем я в долгу?
А мокрые эти крупицы —
как звёзды, как весь небосвод.
Ко мне собираются птицы,
когда позади перелёт,
и учат молчанью, и крику,
и ровной посадке крыла —
и прячу свои, как улику,
что всё на дорогу дала,
что всех подготовила, — я же
из мёртвых жуков и стрекоз
на полузаброшенном пляже
убежище строю — от слёз.
— От ливней и гроз! От капризов
погоды! — Нахмурились: блажь!
Для тех, кто не приняли вызов,
даны в утешение пляж
и слёзы. А звёзды — за кряжем,
за этой — не веришь? — грядой.
Все в глину когда-нибудь ляжем,
но кто-то — с попутной звездой.
И прочь улетают. И в гневе
своё рукоделье топчу.
Стемнело.
Неведомый в небе
кому-то затеплил свечу…
***
За гранью стекла, за космической пылью
твой теплый, твой нежный, твой взгляд
и руки твои, полоумные крылья,
терзают меня и казнят.
Я из лесу вышел: всё было багрово,
но в щель просочилось тепло,
и я уронил бесполезное слово,
и ветром его унесло.
И я обхватил сумасшедшие руки
раскрошенной известью губ.
Мой голос был как покосившийся флюгер,
и дым поднимался из труб.
На склоне холма, в камышах лукоморья,
за краем известных земель
я был добровольным глашатаем горя,
дудя в обомшелую щель.
И сколько ни били меня, ни бранили,
сквозь все тупики я пронес
колючую пригоршню уличной пыли,
известку космических слёз.
За гранью стекла, за нечаянной гранью,
где столько непрошеных рук,
я был чем-то вроде травы, или тканью,
похожей на вышитый луг.
Но эти твои полупьяные руки
в лохмотьях чужого тепла...
Зачем ты, богиня, на горе и муки
меня из земли извлекла?!
Дорога
О том, что малодушье – смертный грех;
о том, что смерть подстерегает всех,
куда бы ни вошел ты или вышел.
О том, как относиться к ней всерьёз,
как будто за тобой бегущий пёс –
всего лишь тень, но голос твой расслышал.
О том, дружок, что нет семи дорог,
о том, как неизбежно одинок,
кто словно поперечина в колёсах.
Лишь ты да я, а прочее – прими
как есть, и позабудь о всех семи:
она одна, как тень твоя, как посох.
Ты любишь, знаю, истины плести,
и здесь я не могу тебя спасти,
поскольку растранжирил всё до нитки.
Как зайчик от оконного стекла,
тебе на плечи истина легла –
уймись, оставь бесплодные попытки: -
шнуруй потуже лапти: путь далек,
шагая по любой из тех дорог,
которых нет, и все-таки ты вправе
свой выбор, как котомку, пронести
и к финишу с неслышным «пропусти!»
прийти и всё как есть увидеть въяве.
ЛЕСТНИЦА ИАКОВА.
В небеса упирается лестница,
на земле атакует пролёт
околесица и гололедица,
и в ладонь, как сосульку, берёт,
и кружком заглядится оконное
(до небес продышал мальчуган) -
и склоняется личико сонное
ковылем на горбатый курган.
Мы взойдём, только мальчик-и-девочка,
в облаков недотрогу-нугу,
и не скажет никто, чье же дело, что
наши косточки - гроздь на снегу.
Что рябина, что ива, что ижица -
я к престолу тебя вознесу:
не беда, что со скрипом, но движется -
мы очнёмся в прозрачном лесу,
там, где лесенка в облако тычется,
где по деткам расплакался дрозд;
обойми, Пресвятая Владычица,
белым кружевом пенным погост!
Там по травке, от сопочки к сопочке,
поставцы запорошил апрель,
и баранкой свернулся в коробочке,
в ноздреватой груди - коростель.
Ничего, что всё пропито-прожито:
есть у нас тростниковый трезвон,
оттого-то и тленье положено
четырёх на пороге сторон;
оттого-то и в люди не вывести,
и от стужи земной не спасти,
что по щиколотку ноги в извести
да рябиновый пепел в горсти.
Ни словечка не будет услышано,
не оборвано ни лепестка -
но стекло ледяное продышано
наизлёт, в небеса, в облака.
Мальчик, девочка, взялись-ка за-руки
и вперёд, по спирали пурги, -
и поёт-заливается зябликом,
отвечая на чьи-то шаги.
Глядь - уже и дорожка протоптана,
и крылатые хлопцы снуют
вниз и вверх - и застойная, топлая
покидает излюбленный пруд,
где мальчишки пускают кораблики:
меньше парус, ещё, и исчез,
и не ангелы - спелые яблоки
в облетающей кроне небес.
***
Мой виноградник пахнет жестью
и ржавчиной; который год
балду пинаю по предместью.
А снег идет.
А снег идет.
И ржавый пурпур виноградин -
как жёлчь обманутых небес.
...Идет, не замечая впадин
и выемок, наперерез
кошмарным снам, бессонным бредам,
горячке, гневу, сам - как гнев,
как оборотень, свежим следом,
в мой бедный дом, в мой праздный хлев,
в бесчастье, ропот, злобный скрежет
зубов - но не твоя вина,
что он рукой чужою срежет
несеянные письмена,
как плоть от плоти тех болот,
где боль становится точилом,
и снег идти перестает.
***
Молока или смеси «Малютка»
я, вкушая, вкусил не сполна? –
только жизнь – непристойная шутка,
носом тычется утлая шлюпка
в обшлага, да не те времена:
из обмолвки не выпрясть поступка,
и душа – не того полотна.
Я хотел бы уйти самоволком
из своих добровольных силков,
не слезиться зеркальным осколком,
убедиться, что мир не таков,
как его расписали хабалки,
и, не клянча отсрочки у прялки,
просто сбыться – без обиняков,
недомолвок, ненужных загадок:
так на вкус соблазнительно-сладок
каждый шаг, так покладист на вес,
если смотришь на мир из тетрадок,
с колокольни спесивых небес: –
не ломая ни стульев, ни шапок,
лишь объявишь, что «можешь и без
посторонней...» – и валишься набок,
как в глупейшей из кукольных пьес.
***
О, милое сонное братство!
О, братство надежд и потерь!
Тебе покорилось пространство,
открылась запретная дверь.
И мы просочились украдкой
в былых предвкушенье утрат.
Грядущее стало разгадкой,
и ты оттолкнул меня, брат.
Но сонному братству не верю
и строгой сестры не корю:
я цепко держусь за потерю
всего, чем еще говорю.
Проклятое милое братство,
растрёпанных заговор звёзд!
Мой труп заверните в пространство
во весь человеческий рост.
Мой прах заверните в рогожу
грядущих в былое времен,-
и я, умножая, умножу
Твой непоправимый урон.
***
Нет, ни слова, ни звука, ни всплеска, -
это небо, не роща, не пруд,
это небо, как ветхая фреска –
столько света, а спичек не жгут.
Это всё, что, конечно, не вспомню,
даже если с собой унесу, -
в небо входят, как в каменоломню,
керосинку держа на весу.
Это небо, и редкие звезды,
даже реже, чем зубья гребня,
как уродливые наросты
на коре одинокого дня,
одичавшие эти погосты,
где, наверно, заждались меня.
Я люблю это стылое небо,
этот звездный серебряный мох,
снова день - удивляться нелепо -
на корню, как осина, иссох.
Я простер онемевшие руки
полумесяцу, полухребту:
в купола, как в надбровные дуги,
где, как летопись, жизнь перечту
и, ни строчки знакомой не встретив,
изготовлюсь - и с красной строки
поспешу бормотаньем согреть их,
не нащупав ответной руки.
Флейта
Если ты флейту нашел, а родник потерял,
следуй за ней, за ее переменчивым плачем.
На слово только не верь ей: как будто мы значим
что-нибудь, а не овчинка, сырец, матерьял:
от неудач - ни на шаг от нее! - к неудачам.
Вот и гора, на которой деревья сажал
мальчиком, вот и скамейка, два имени, кольца,
равенства знак... - Так Кааба ведет богомольца,
чтоб насмеяться в конце: "а Земля-то ведь - шар!"
Истина неоспорима, - сомнительна польза.
Нет, не к добру, не ко злу, не к благам, не к убыткам -
так, от зарубки в коре до креста на полях,
чтобы в конце ощутить себя тлеющим свитком
в пальцах, изъеденных плесенью... - Просто приляг,
просто представь себе флейту в начале маршрута,
лист разверни, заточи притупившийся стиль;
ты мне не верил - и правильно: верить кому-то -
значит, вернуться, отчаявшись, в эту же пыль.
Флейта поет... - Как легла: без угла, без приюта...
Ночь
Ночь зажжёт фонари и приспустит шторы;
на работу выползут сутенёры: -
"Восемнадцать. Не веришь? Ну и вали!.."
Звёзды в грязном канале полощут бельма;
старый плут на чаёк пригласил Ансельма
(ассистента) - "... мосты ведь не развели, -
так какого же..? "На дискотеке"? Шельма!"
Ночь зажгла фонари и взбивает бюсты
как перины, - и ползают златоусты
(и язычники: знают, канальи, толк!)
от плеча к пупку и, конечно, ниже...
Ночь наводит глянец дождём на крыши,
на булыжники... Преображенский полк
оборванцев-деревьев - на карауле;
облака друг за дружкой перетонули
в горизонт захлестнувшей чернильной мгле.
Ничего... Только фар золотые мухи,
только пола какого угодно шлюхи,
только звёзды - как лампочки на реле.
Моль
Моль-однодневка, лоскутик ожившего ситца!
Хочешь, зажгу тебе лампу - помочь тебе слиться
с тенью, которая больше и шире в размахе?
Что ты забыла в чужом и пугающем мире?
- Вышла из тени и затанцевала на плахе.
Белая смертница! будем честны напоследок:
лампа - не света источник, а линия сгиба,
место разрыва, распада молекул и клеток,
тканей и красок; лети к неизбежному, ибо
жить некрасиво.
Милая грешница! тенью заполнив пространство:
броситься брюшком на пошлую смерть вполнакала,
ты, однодневка, обретшая право гражданства
в зоне блаженных, - беспомощно, вспыхнув, упала
мне на ладонь. И погасла в ладони.
***
Догорайте, все семь окаянных свечей!
Паутину плетите из мшелых лучей:
я залезу в сию паутину.
Бедный Батюшков, не соловей и не стриж,
я-то мёртв, а вот ты - почему ты молчишь?
Я чешу твою тёплую спину.
Десять рук у меня и двенадцать голов -
так пускай же выходит на нас Зверолов
с длинной, тонкой охотничьей жердью!
Бедный Фридрих, и брат мой, сермяжный пророк,
и на всех нас - один жестяной потолок:
решето Твоему милосердью.
Только знаешь, Малыш: если капает мёд
и ночной мотылёк примеряет полёт
как последнее бальное платье,
в подземелье кричат "Адонай Элогим!" -
я себе представляюсь таким же Другим,
как Твои благодать и проклятье.
Вместо молитвы
Первое слово - Богу: без образа, вида, лика,
голоса; что останется - глупой карикатуре
(я не про вас; но зеркало... вот оно, погляди-ка:
как тебе Божий ангел в козлиной шкуре?
Спорить не стану: сам понимаешь, трудно
"верифицировать"; лучше займись-ка делом!)
Я выхожу на улицу: пасмурно и безлюдно;
сальный огарок солнца тонет в свинцово-белом.
Я направляюсь к месту (капищу или храму),
где бы сказалось Слово... Тачки, ларьки, помойки.
Первое слово - Богу; следующее - в яму
сборную, где лампады гасят и неустойки.
***
Постой на пороге. Помедли. Теперь оглянись.
Мы не были парой - мы были сиамской двойчаткой.
Но ты, окунаясь в небесную серую слизь,
не вспомнишь, и чёрт с ним: халва не бывает несладкой,
а память о ней не умеет, увы, не горчить.
Тебя потянуло домой, я же трудноподъёмен.
Мы пили бадягу одну, но из разных соломин.
Теперь их не хватит, боюсь, чтобы нас разлучить.
Всё - слово, приблудное имя: по слогу на рот.
Тебе недосуг, и съестного из них мы не сложим:
мы только слегка разминёмся - прохожий с прохожим -
чтоб с этого берега вовремя смыться на тот.
Никто нас не встретит; пожмут, соболезнуя, руку;
найду себе пару - замену - считай, опохмел:
с такого-то пира!.. Но в койке расслышу по стуку
под рёбрами слева: ты рядом... Ты сам так хотел.
***
Войди - по грудь, по плечи - в тихий, совий,
холодный сумрак; угорь под пятой
скользнёт; - но только всё это из той,
из прошлой; из нескромных предисловий
к освистанной комедии... Постой,
ты свитера не снял! А что мне здесь
напомнит о веснушчатом, курчавом,
каштановом..? о родинке на правом
плече?.. Иди же! А его повесь
на мостик. Мне без разницы, когда вам
и где: луна, щенячья злость и спесь, -
и берег пуст. И шепчется камыш
полублатной с классическим Эолом.
Таким тебя я и запомню: голым,
испуганным, храбрящимся: дрожишь,
но входишь - с заготовленным оболом
для кормчего. Конечная. Фи-ниш.
***
Не лезь на рожон; не спорь; уступи дорогу: -
земля спеленает тоску твою и тревогу:
на лбу ледяном топорщится флёр корней...
Сюда не войдут; но и ты не вернёшься, если
когда-нибудь передумаешь... Да, воскресли;
да, "новое небо"... - да мало ли ахиней!
Смежай же скорей ресницы! - один барашек,
второй... девяносто девятый... Не чуешь ляжек?
лодыжек? промежности? - Ты-то чего хотел?!
"Всего"? Замечательно!.. - Медленными глотками
смакуют хвощи прикорнувший в отхожей яме
"венец эволюции". Финиш её. Предел.
Уютно ли дремлется? Что же мы замолчали?
Обидно, что Слово только, видать, в начале
и было. В конце - дробь капель: с крышки на лоб.
Раз "точит и камень", то скоро просверлит дырку;
но ты охладел - говоришь, к сожаленью? - к цирку: -
а я до сих пор кувыркаюсь под "але-оп!"..
***
Раздевалка. Спортзал. Или не было детства и школы:
было снежное поле, и воздух морозный, ночной?
И над белой равниной - рыдающий звук радиолы.
И седой алконавт на почётном посту в проходной.
Разворот - и опять: коробОк пропотевшей уборной,
где красавцы-гимнасты по кругу смолят "Беломор".
Или - белая гладь, и над пьяной душой беспризорной
наклоняется, обнял, целует, включает повтор...
Погоди, это вздор!.. бесконечный забор... белоснежный
переход из вонючей уборной в конторскую клеть.
Умудренный годами алкаш утешает: "Сердешный,
выпей, ну!... Там, глядишь, и позволят стереть."
***
О! бомже!...
Спустись по ступенькам, малыш: просто ржавая лужа,
бетонные стены; ну да, "из стекла и бетона".
Мы дома, мой мальчик, и снег устилает равнину;
и ангелы (двое: два вязких, как мёд, баритона)
поют нам кануны, взвалив новосёлов на спину:
как только сожгут потроха и зашьют в мешковину,
ты Господа-Бога увидишь и Мать Его, псюша.
"А Он нас увидит?" - Он в бункере, мальчик, таком же,
и завтрак с ним делят, и ужин такие же крысы.
Оставь его, мальчик! не лучше ли в оранжерею..?
"Иди! Я потом. А пока старика пожалею,
поглажу, согрею..." И смерть преподносит сюрпризы.
Но разве мы умерли?! разве не выжили, Бомже?!
И Он провожает до выхода с тусклой коптилкой,
воняя мочой, и крысиным помётом, и "Льдинкой".
Мой мальчик, дай слово, что сам в этот бункер - ни шагу!
Но мальчик исчез - вероятно, ошибся развилкой,
и с ним - Вседержитель... Так значит, я умер? Прилягу.
Закрою глаза. Неужели я стал невидимкой?!
Ханаан
I
«Сюда!» Цветными ленточками руки,
нарядными – к железной сетке. «Шприц!»
Расплывшиеся пятна вместо лиц.
Теней по стенам плоские гадюки,
прозрачные. Гудят грузовики
на трассе. И храпят мои отныне
пожизненные… «В амитриптилине –
ни истины, ни кайфа, чуваки!»
Сестра-хозяйка, Фурия, Медуза
Горгона: «Вот, ещё одна обуза
под праздники, – шипит. – Остоебли!»
«Лежи, братишка, тихо, не скули!»
И лампочка над выходом – как друза
хрустальная, – но хмуры хрустали.
II
Светает. Нам несут котёл овса.
Нас будят. Безопасные приборы
вручают. В полсловца переговоры,
смешки, гримасы… «Ровно полчаса
на отправленья!» Вновь гремят засовы.
«Ах, недержанье? Вот тебе – из-под
кефира…» Бородатый анекдот –
из тех времён, когда, всегда готовы,
они в штанишках синих, пацаны,
и в галстучках: «Хотим ли мы войны? –
Нет, не хотим!» – с собой самими хором
ведя политкорректный диалог,
не видели: в разводах потолок,
свет в клеточку и склянки с физраствором.
III
Прогулок не предвидится: есть холл
(по вечерам), и телик, и беседа
(но редко) с главврачом: светилам не до
межзвёздной пыли; – вот и моем пол
с тоски – чуть не четырежды на дню:
зато порядок, блеск и гигиена;
и я привык, и на простор из плена
не рвусь, и даже здешнюю стряпню
(которой, впрочем, нет альтернативы)
люблю. Нам дважды в месяц чешут гривы
на вшивость; всех желающих – стригут
и бреют. – О, не райский ли приют,
где Ангелы, строги, но незлобивы,
подмешивают в пряник… фенибут?
IV
Обход. Главврач. И с ним ещё врача
четыре. Все милы и балагуры:
«Ну, как Вам наши методы? микстуры?
Чудесно!» – Скрежет в скважине ключа.
И снова – день. Такой же: суп, и шашки,
и храп, и брань, – как остальные шесть.
И думаешь: не лучше ль было сесть,
чем лечь? в успокоительной рубашке
шагами мерить крашеный квадрат
палаты – вряд ли худшей из палат
под этим солнцем, небом – о забрале
стальном, в защитной сетке?.. – только врали
светила, лгали карты: не сюда ли –
всю жизнь, мы все, наощупь, наугад?..
КЛАДБИЩЕ
***
Я здесь уже неделю. Грязь и мрак.
Хотя бы сквознячок! полоска света!
Но, как юла, вращается планета,
и с нею я, бесформенный желвак.
Во мне вода. Я не хочу воды!
Хочу, чтоб, нежа, солнце припекало,
хочу, чтоб с крышки капать перестало,
хочу тепла!.. Но сырость – полбеды:
во мне кишат несметные стада
червей, едят мне мозг, кишки, мошонку,
и не зарыться в лёд, и под клеенку
не спрятаться. Зачем меня сюда
приволокли? я б разлагался дома,
под всхлипыванья любящей семьи.
Но лопается сердце – гематома
гнилая. Червь жует. Журчат ручьи.
И я – уже земля. И мне забавно,
что я так гоношился. Мрак и грязь.
Но – наплевать. А близким – и подавно.
Я жду их здесь, плывя и пузырясь.
***
Уже весна. А здесь темно и сыро.
И солнце, и лазурь – не для меня.
Я так хотел спокойствия и мира,
и вот – устал. Теперь милей возня
букашек в нежной, девственной щетине
земли. Я сам – земля. Но я хочу
из тесноты и мрака – в этот сине-
зелено-желтый мир. Плечом к плечу –
года, века! – с трухлявым этим сбродом,
я помнил запах роз и шум дождя.
И я корням завидую и водам,
что радуются солнцу, выходя –
ручьем, цветком – на бархатное ложе
весны. Рывок, усилие – и вот…
Но двести лет назад я был моложе.
Теперь – не тот. Пускай же – мрак и гнёт,
и тишина, и мир, будь он неладен,
и свежеразложившийся сосед,
и жизнь, и свет из всех щелей и впадин,
из пор и трещин – трепет, шум и свет!
***
Заросла дорожка к моей оградке.
Только солнце с ветром играют в прятки
в мертвецом откормленной лебеде.
Катафалк проедет с уловом свежим, –
мы усталые веки на миг размежим
и опять забудемся. Здесь, в воде,
пропитавшей грунт, как варенье – булку,
всех и снов, как высыпал на прогулку
безутешный сонм переживших нас.
Шелестят деревья, летают осы,
мы лежим, безносы и безволосы,
и шаги снаружи считаем: раз...
два... четыре... шесть... показалось... тихо.
Над крестом склоняется облепиха,
да грохочут по насыпи поезда.
Мы лежали год, пролежим и триста,
лишь бы сухо было, тепло и чисто –
да куда там!.. Всё холодней вода,
всё грязней, журчащая в наших венах.
Мы гнием в шести деревянных стенах,
мы забыли, как выглядит свет, и как
пахнет клевер над нашими головами;
мы не слышим и ждать перестали сами
вновь услышать ваш милый смущенный шаг.
Благовест
Душа ликует. Благовеста звуки
плывут над запорошенным погостом.
Душа объятья распахнула звёздам
(кривые сучья вётел - чем не руки?)
и тянется, всей убылью и ростом,
к теплу и свету. Впрочем, как и мухи,
в ней свившие гнездо. Плывёт вечерний
печальный звон над чахлой ежевикой.
И радость, и блаженство всё безмерней:
ворочается труп, - сверчок, пиликай!
плачь, иволга! над гостьей безъязыкой
ничьих, ночных, бессолнечных губерний.
Грянь, благовест! когда в ушах не тлеет
земля, иная музыка и ближе,
и глубже. Пусть её благоговеет,
барахтаясь в густой вонючей жиже,
надеется на что-нибудь, жалеет
о чём-то, падаль... Что же ты? Звени же!
Ошибка
Нет, боже мой, нет!.. Но тебя застегнули, выносят,
молчат и несут, как поникшее знамя, трясут
и бьют об углы... Кто же знал, что меня и не спросят?
А если б спросили?.. Еще на пятнадцать минут?
на сутки? на месяц? но слишком пестро и зловонно.
Я шторку отдёрну, открою окно и замру:
бригада тебе поправляет, как добрая бонна -
питомцу, чехол. И колонной идут по двору
к машине с мигалкой... Мне хочется крикнуть: не надо!
Но я замечаю ошибку, и тихо смеюсь.
Тебя унесли. А исток разноцветного смрада
стоит у окна. Увозите! А я остаюсь,
ничьих не смущая ноздрей и очей, на кровати,
спелёнутый туго, с безградусной ртутью во рту.
Машина с мигалкой сдвигается с места. Догнать и
отнять? обменять?.. Я лежу. Я смотрю в темноту
внутри и вовне. И не вижу особых различий.
Они спохватятся, и ты ужаснёшься: зола
и пепел. И сделаешь всё, что печальный обычай
велит. Невзирая на то, что уже умерла.
***
Я знаю, что дважды два не равно пяти;
я знаю, что, если нечего отнести
в ломбард, - начинай мочить топором старушек:
научишься философствовать взаперти.
Я знаю, что кушают лошади, и куда
ведут все дороги: куда повелит нужда -
большая ли, малая; можно и в подворотне,
но я бы советовал не оставлять следа.
Я знаю, что ни хрена, как сказал Сократ,
не знаю; что всякий всякому виноват,
что надобно пострадать - или ставить свечки
угодникам Божьим: достаточно пары ватт.
Я знаю, что люди смертны; что я - один
из них: а значит, какого ждать до седин,
когда есть верёвка, крюк, табурет и мыло?
Ты можешь, как вариант, накормить ундин.
Я знаю пророков, Закон и Благую Весть;
что, если двое дерутся, не надо лезть -
зачем? Если можно потом обшмонать обоих
и снять себе шлюху дряхлую "за поесть"?
***
Город уходит в тень, как под-воду - Китеж. Кровь
отливает от щёк. Звёзды - скверной свербящей сыпью.
Если ты мне... я всё - до последнего перла! - выпью;
но не стоит обманываться: вряд ли это любовь.
Жизнь отступает в тень, как день идёт на ущерб.
Подними с пола брюки, разгладь и повесь на спинку:
стрЕлки уставились вниз. В землю. А ты-таки щедр:
ты рассчитывал, правда, найти "свою половинку" -
а нашёл, скорее, воронку... Налей по сто
пятьдесят. Погляди, какой снег за окном! - но и по эту,
кажется, сторону... - Как ни крути, гнездо
неуютное. Звёзды тускнеют. Дело к рассвету.
Благодарю за компанию. - ...Город ещё в тени,
как обшарпанный шкаф, зачехлённый недельной пылью.
В непролазных сугробах. Не забывай. Звони.
Заходи, если вдруг... - по-любому, всего не вылью.
Вода
Вода. Переливаю из пустого
в порожнее. Всё опустошено.
Всё опорожнено. Ничто не ново,
ничто не вечно. Всё - вода. На дно -
и замереть. И видеть рыболова
с его азартом, ёмкостью спиртного,
и - свет. И повторять, что всё равно.
Что он затрепыхается на леске,
как этот лещ. Что червь вползёт в нутро,
что крюк... Он улыбается по-детски,
он видит утро, верит в серебро
реки, и тонет в нестерпимом блеске
неполных девятнадцати... Добро!
Уди! Рыбачь! Всё - поплавок и леска,
а не вода! Всё - утро! всё - июль!
Лети вперёд, заигранная пьеска,
набившая оскомину! Всё - нуль
в квадрате, всё расплывчато, нерезко,
всё льётся и сливается в "буль-буль"
реки, напоминающей... Пустое!
Порожнее! Вода! - "А как же ил?
Песок? Тростник? И небо голубое,
и паренёк?.." - Оставь меня в покое,
мудила! Сделай так, чтоб я забыл!
***
When forty winters shall besiege thy brow...
W.Shakespeare
Когда стужа четырёх десятков февралей
нанесёт на кожу «роковые письмена» –
очини перо гусиное; налей
двести – в рюмку, слёз – в чернильницу, и на-
веки что-нибудь запечатлей:
солнце, море, звёзды (если помнишь); дребедень
«нежной юности», пронырливый курсор,
мел и аспид, инь и янь, «раздвинь» и «вдень»
(например); дорогу, дерево и двор,
Млечный путь и заплутавший метеор;
набивающийся в чоботы кремень
лермонтовской пустоши болтливой, пустыря
бродского; пролей слезу, занюхай рукавом
и валяй, пиши, для вящей славы букваря
русского (к примеру): полумёртвый – о живом,
о когда-то (или ком-то) юном... Якоря
подняты; из виду скрылся волнолом...
ВСЕ, ХВАТИТ!
***
Дарю тебе Брукнера, Мойку, Фонтанку,
Гомера, бессонницу, парус, лазурь
под ним и над ним. Собираюсь в загранку.
В Америку. Как Свидригайлов. Понурь
строптивую чёлку. На четверть минутки.
И ждать оставайся урочной попутки.
Дарю тебе всё, чем богат был и беден:
каморку под крышей и рифму "любовь-
буровь". Извини, что бисквит недоеден
и что недопролита чёрная кровь.
Но это неважно. Тем паче - не нужно.
Давай и не-жить постараемся дружно.
Дарю фолианты, полотна, статУи
и в Летнем, и в Зимнем, и в нижнем, и без;
дарю марципановые поцелуи
застенчивых принцев и бледных принцесс.
Бери! знаменитые всё персонажи.
А нашей никто не заметит пропажи.
Составлена опись, реестрик, катАлог.
К сему прилагаю. Себе же возьму
пяток прибауток да пару считалок,
да Твой неразборчивый очерк, Кому
я смог расточительный сделать подарок,
рванув Магометом к упрямцу-холму.
Реквием-Буфф
Господи! ниспошли мне покой – или вечный сон
«с мультиками»... - нет, я не сторонник клея;
но я готов попробовать, не жалея
«живота» и здоровья... - Так и быть, без «сторон»:
только глоток морфея! –
беспамятства; безрассудства; бесстрастия – словом, сна,
и можно без сновидений: и так насмотрелся лишку;
без колоколов; без воска – только сосна,
глухой шестигранник; и Ангела бы на крышку –
какого-нибудь пацана.
– Бесчувствия; пробирающего насквозь
могильного холода, – и стойкости к этой стуже:
надеюсь, последней; а чтобы крепче спалось, –
не надо (каков соблазн!) никого снаружи:
как следует заморозь!
– Покоя вечного, Господи! – Ты, говорят, не жмот;
не глядя (закрыв глаза) на любовь к скандалу,
на хамство и блядство; по милости – от щедрот, –
а не по довольно убогому номиналу; –
и наоборот.
Вертер – Шарлотте
Здравствуй, моя возлюбленная Шарлотта!
Душит сорокоградусная икота.
Я созерцаю мордашку твою на фото.
Закусываю огурцом.
Впрочем, малыш, и с твоим лицом
жить неохота.
Не разлюбил; но, поверь, до того погано
(не подберу подходящего матюгана),
что за сегодня опорожнил сверх плана
два "пузыря".
Гневно глядит кря-кря
из-под дивана.
Тоже можно понять: неприятный труд.
Как твои недоноски? надеюсь, гут.
Если бы ты знала, как я заёбся тут
в обществе стеклотары,
вечно без пары,
лют.
Словом, пошла ты, сука!.. Смерть солона,
но лучше от верной пули, чем от вина,
в гребаном ЛТП: гопота, шпана, -
я же мужик с дипломом.
Книги раздай знакомым,
а мне хана.
Только, знаешь ли... Нежный такой закат...
Грустно... Когда закончится маринад,
выхода не останется, - только мат:
не для цензуры.
Плачьте, амуры,
над!
ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ. ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Памяти Н.Б.П.
Я помню колонны; весна; всё в капели звонкой.
Я робко знакомлюсь с сорвиголовой-мальчонкой,
смазливым чертёнком, буяном и главарём.
Мне хочется плакать; но я - всего лишь зубрила,
а он... Над колонной червонное знамя взмыло,
и мы, обезумев, какую-то чушь орём.
Промозглый сквозняк устилает улицу тленом
древесным; мой парень вкалывает по сменам,
а я таскаюсь в спецшколу... На проходной
я жду его каждый вечер с бутылкой "Колы";
в моём "дипломате" - неправильные глаголы
на завтра... Смотрю на часы. Исхожу слюной.
Мой мальчик... Пускай знамёна отшелестели,
пускай ты заснул навсегда в земляной постели, -
как драли мы глотки! как радость душила нас,
когда над толпой ухмылялся картонный Ленин!..
Теперь ты - земля; и мальчишеский пыл разменян
на звон трудовых копеек и плоских фраз.
Но солнце взойдёт над рассеянным нашим строем!
И, чёрт побери, какой мы славой покроем
себе свои с грязью смешанные имена!
...Я жду у "вертушки". Вахтёрша взирает косо
на мнущегося в прихожей молокососа...
Я жду. Ты вот-вот появишься... Даль темна.
Забулдыга
Господи! я возвращаю тебе звезду
(не ту ли, что я присобачить хотел к пилотке?)
Господи! ниспошли мне немного водки
недорогой, селёдки и опытную елду!
Господи! извиняюсь за непотребный слог,
но это, надеюсь, останется между нами:
истины не нашёл я ни между ног,
ни в алкоголе - ни накотором грамме,
ни накотором градусе... Ты возразишь: "А храм?"
Был! - у патлатых греков и римлян бритых;
но - не поверишь! - истины нет и там
("поторопился?"); ни в, как их там, блядь, Харитах-
Грациях... Так уж вышло... Вот Тебе Твой жетон,
бейджик: дай лучше денег на опохмелку!
...Как-нибудь скоротаю, о непережитом
нагло бреша и трусливо косясь на стрелку.
Плацкарта
Остановите сердце! Я пропустил вокзал
провинциальный - так, крошечный полустанок.
Пьяный прапорщик сало шайбами нарезал;
двое пейзан лакали беленькую из банок.
Остановите сердце! - Прапор рванул стоп-кран -
декоративный, впрочем... Как ни в чем не бывало,
водку хлестали двое бравых дедов-пейзан;
прапорщик, ухмыляясь, шайбами резал сало.
Железнодорожная элегия.
Ни следов на траве,
ни чернильных шагов на бумаге:
так и надо идти,
с бритвой, Блоком и парой банкнот
сторублёвых... Всё было "не так" -
Разве "всё"? - а казармы? тюряги?
только "надо ли"? -
Чёрт его знает! Но время идёт.
Прямо скажем, не красит.
Но и мудростью - той, что с годами -
не похвастаться; в восемь пятнадцать
по московскому времени - рейс.
Я не знаю, но надо ж когда-то
порвать со "следами"
на траве, на бумаге, в "сердцах
и веках" - и сорвать эдельвейс!
Сколько было буффонства
и снобизмом прикрытого хамства!
Сколько было маразма
в камуфляже красивых цитат!
"Пять минут до отправки" -
в никуда, в нулевое пространство,
что не терпит следов,
и откуда, похоже, возврат
под вопросом; - но это
персонажа чужого шарада,
парадокс: притворимся,
что этого я не писал.
Не "не так" не бывает,
но пойми, мой хороший, так надо!
Извини, что без спросу;
что тайком улизнул на вокзал –
"не поставил в известность":
на хрена обрывать у ромашки
лепестки, если знаешь,
что ответ исключает вопрос?
Если что-то "не так" - бритва, две сторублёвых бумажки,
Блок, билет - и вперёд! Чтоб тебе... -
одному из нас крепче спалось.
ДЕТСТВО ГРОБОВЩИКА
Двор мастерской. Поставлены на попА
деревянные чушки. Быть может, чуть жестковато,
но - "на века". Разваренная крупа
заметает входы и выходы... - Сдвоенная скоба
по бортам. Под эквивалент набата
в магнитофонной записи... Во дворе
мастерской: сколько чурочек! сколько стружек!
...Так проходят десятилетия. - Всё в пюре
грязно-белом. И быстро желтеющем. В мутных лужах
отражается небо - с построенными в каре
легионами перистых - может быть, кучевых,
только явно не ангелов. Некому сбросить трапа.
Со двора мастерской никто ещё из живых -
заживо! - без "предварительного этапа" -
не уходил. И ты, похоже, привык.
Вдоль заготовок - вдоль строевой сосны -
маршевым шагом, - впрочем, можно по кругу.
"Кто о них позаботится, если мы
предпочтём, эгоисты, грозу и вьюгу?
Если секрета не завещаем внуку
и т. д. - паковать их в подпочвенные челны?
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |