![]() |
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ![]() |
|
||
|
Родился в 1962 году в семье учителей-словесников. Получил сначала музыкальное, затем филологическое образование (окончил Брянский государственный педагогический институт в 1986 году). Около 30 лет работал учителем словесности в школах Брянска и области. Основное место работы - Брянская гимназия №1 (23 года). В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию, связанную с лирико й Ф. И. Тютчева. Публиковался крайне мало и не системно. В последние годы появилось несколько подборок в журнале "Новый берег". Автор двух книг научной прозы (о лирике Ф. И. Тютчева) и пяти поэтических книг. Три года назад было издано своего рода "избранное": "Винтовая лестница" (Москва, Вако, 2022).
***
Из ветхозаветного сада,
Где не было горя и зла,
Где вечно живая прохлада
По жилам растений текла,
Где, верен любви всемогущей,
Средь вечнозелёных ветвей
Над розою, вечно цветущей,
Ночами звенел соловей, —
Не прячась от Божьего взгляда,
По затравеневшим следам
Из ветхозаветного сада
Бежал я , как древний Адам,
Нет, не был я изгнан из Рая.
Дерзнувший черту пересечь,
За коей живут умирая,
Но верят в свободную речь,—
Из ветхозаветного сада
Бежал я в иные сады:
В них осени поздней громада
Сулит вероятность беды
Вершинам рябин и черёмух,
Почти облетевших к утру,
Как будто ни с кем не знакомых
На этом печальном пиру
***
Говори, говори, говори, ни на миг не смолкая,
О томительно-праздничной жизни – опять и опять…
Потому, что единственна всякая повесть людская,
И не страшно, должно быть, людские слова повторять.
Говори ни о чем: о сиреневом бешенстве мая,
О нечаянном сне, где урок в белизне февраля,
Говори, и сама-то себя не вполне понимая,
Что в безлунные ночи как море гремят тополя.
Говори, что любовь бескорыстна как смерть, говори о
Том, что в ливне вечернем нежнее огни фонарей…
Лишь того, что о каждом из нас это страшное в р и о ,
Не скажи. Не распахивай настежь последних дверей.
ПАМЯТИ ОТЦА
1
Печальная память рябиновой грозди горчей,
Счастливая память жасминовой ветви душистей,
А память об участи смертной – хозяйка ночей ‒
Быть может, одна и не знает о смертной корысти.
Мир памятью полон, как скважина нефтью сырой,
Как дерево гулом, а облако – светом закатным,
И даже беспамятство, сходное с черной дырой,
При мысли об этом не кажется столь необъятным.
И если Господь – воплощенная память о нас,
О каждом из нас, приобщенных к Завету и чуду,
То в час переправы, не мною назначенный час,
Тебя я не вспомню, поскольку тебя не забуду.
2
Все помнят обо всех, все знает обо всем:
О береге ль река, дорога ли о доме,
О клине журавлей – осенний глинозем
И журавлиный клин – о стылом глиноземе.
Все знают обо всем, все помнят обо всех,
Все на учете, все проведены по смете,
И Божий дар таков, что даже смертный грех,
Не ведая зачем, все знает о бессмертье.
3
С тех пор возлюбил я, лицо запрокинув, смотреть,
Как голубь и ласточка мчатся в темнеющей сини,
И, как-то по-детски надменно боясь умереть,
Так суетно верил, что стану бессмертен отныне.
И так безоглядно жилось мне на шаре земном,
Таком же тяжелом и хрупком, как облако в небе,
Что мир мне казался распахнутым настежь окном
И знать не хотел я, что есть помышленья о хлебе.
И в этой гордыне забыл я о черной земле –
О той, на версту в глубину пропитавшейся потом,
Слезами и кровью… и вдруг пошатнулся во мгле
От памяти, кто я такой и откуда я родом.
И я пошатнулся, и не устоял на ногах,
И телом неловким упал в тесноту глинозема…
А голубь и ласточка чертят круги в небесах –
Две точки, две тени, высоко, почти невесомо…
4
На свете нет разлук. Ни с ночью грозовою,
Ни с бледным фонарем в расщелине окна,
Ни с дышащей во тьме кленовою листвою
Не может быть ничем душа разлучена.
На свете нет разлук – есть только узнаванья
Друг друга в темноте: по птичьим голосам,
По шелестам дождя, которым нет названья,
По медлящим в ночной бессоннице часам.
На свете нет разлук. С потрепанным блокнотом,
Держа сырую ветвь жасмина, поутру
Ты будешь ждать меня за дальним поворотом –
Мы встретимся с тобой, когда и я умру.
***
Пейзаж на стене показался окном,
И рощи березовой проседь и просинь,
Пространство и время
Поставив вверх дном,
Внушает, ч то в мире блаженствует осень.
Пространство и время…
Мои двойники,
Мои провожатые в мире и веке,
Мои соглядатаи... и дневники,
Что пишутся веткой на тающем снеге.
А штору отдернешь – распутица, март,
И ветер сгибает продрогшие кроны,
Как будто природа сдает сопромат
И смотрит испуганно и отчужденно.
***
Михаилу Поздняеву
Сирень отцвела. Началось тополиное время,
Когда по ночам от летящего пуха светлей,
Но бремя цветенья не самое легкое бремя
Для этих сутулых и глухонемых тополей.
Такое безмолвие длится в жестоком июне,
И так ненадежно над нами мерцает звезда…
Но это цветенье… неужто останется втуне,
Развеется по ветру и не оставит следа?
Сирень отцвела. Я сначала не понял, что это
Сирень отцвела и настала иная пора,
И тополь, цветущий среди неподвижного лета,
Клубится, как исповедь, в тесном колодце двора.
Лицо человека, и тополь цветущий, и снова –
Лицо человека и шепот его земляной…
И пух тополиный дрожит на ладони, как слово,
И теплится еле под белой холодной луной.
***
Памяти Льва Озерова
Протекание времени – как протекание крыши…
В прохудившемся толе и тучи, и звезды видны…
Запрокинувшись в небо, на нитке вишу и завишу
Лишь от воли звезды и безволья ночной тишины.
То, что было багульником, клевером или пыреем,
Нынче тычется в пальцы сухой безымянной травой,
И томится душа не по царственным оранжереям,
А по желтым цветам на развилье тропы луговой.
Протекание времени, ночь, духота сеновала…
Ты потом за мгновения эти полжизни отдашь,
Вспоминая на слух, как звезда на ветру оплывала,
Как мерещилось море и галькой усеянный пляж,
Вспоминая на слух, потому что иначе не в силах,
Вспоминая на слух, ибо память иная не в счет,
Как сухая травинка дремотно щекочет затылок
И – как время течет.
***
Еще и афишка для пьесы, по правде сказать, до конца не готова,
Сказать откровенно, еще до конца не продуман сюжет,
И даже центральный герой – человек, обретающий Слово –
Едва обозначен, тогда как у прочих и контуров нет.
А ну-ка попробуй найди для него настоящее имя,
Когда и свое настоящее припоминаешь с трудом,
И красное солнце, кренясь, озаряет лучами косыми
Часовню, запущенный сад и старинный усадебный дом.
Ах, в этом трагическом фарсе любая ремарка бывает опасна,
Как – может быть, помнишь – у позднего Чехова стук топора:
Сухой, отрешенный и все-таки странного полный соблазна...
И зябнущий Фирс в заколоченном доме бормочет: “Пора...”
***
Эта – жирком обросла, а эта –
Так и не обрела покою,
Вот и шатается до рассвета
Темною улицей городскою:
То отзовется озябшей птице,
То затаится в листве каштана,
Нет у бессонницы репетиций –
Все в ней негаданно и нежданно.
Музе ответившая впервые,
Стала роднее для сердца бездна.
Если у ночи тахикардия,
Силлабо-тоника неуместна.
Столь нелюбезная Льву Толстому
Речь, разбиваемая на стопы,
Может навеять одну истому,
Если в нее не внести синкопы.
Вот и ворочайся на диване,
Вот и прикидывай, что и как там...
В мире, где столько обоснований
Самым несообразным фактам,
Кто и какому суду подсуден?
Даже когда не вполне логичен,
Мир, если вдуматься, не абсурден –
Только, пожалуй, асимметричен.
***
Саше Александрову
Цветущий куст сирени во дворе,
Посаженный еще – ты помнишь? – дедом
Иосифом, в рассветном серебре
Покажется и сам себе неведом,
Не то что нам, двум пасынкам двора
При доме сорокавосьмиквартирном,
Где день-деньской галдела детвора
И мяч гоняла в разгильдяйстве мирном.
Один – еврей, другой – интеллигент.
Свет не видал подобных обормотов,
Героев анекдотов и легенд,
Но все-таки во-первых – анекдотов.
Над нами всласть куражилась шпана,
А мы в ответ дерзили от обиды,
И в поздний час ущербная луна
Казалась нам обломком Атлантиды.
В теченье дня и ссорясь и мирясь
По пустякам, не бывшим пустяками,
Мы оба с небом обретали связь
И наблюдали в нем за облаками,
А те меняли формы и тона,
Окрашивались в желтый и лиловый,
И в них была такая тишина,
Какая, знаешь сам, блаженней слова.
Зато сегодня из-под облаков
Глядят на нас, не ощущая боли,
Незрячий Карпов, пьяный Петухов,
Ворчунья Паша и молчунья Оля.
А если не они, то кто, скажи,
Готов следить за нами в час рассветный,
Дарить надеждой, уличать во лжи?
Быль фабульна, а память бессюжетна.
Цветет сирень, как сорок лет назад
Она цвела… Прозрачно-серебриста,
Преображает бледный палисад,
Как на картине импрессиониста,
Не помню чьей… Не помню ничего,
Что было не со мной на свете белом,
Лишь с каждой гроздью чувствую родство
В сыром дворе, в пространстве оробелом.
***
Памяти матери
Человек умирает, когда прекращает стареть:
Как морщины, вчера ещё он пересчитывал годы,
А сегодня – ни слова, ни жеста…и, кажется, впредь
Если что и дано ему, то ощущенье свободы.
Он свободен теперь. Он сполна заплатил за постой
На дворе постоялом, за ужин в ямщицком трактире.
Под могильной плитою он слышит, как шмель золотой
Над могильной плитою звенит о сияющем мире.
В этом небе вечернем так много бессмертных огней,
Что ничто на земле не свободно от собственной тени,
И, не зная последней свободы, ты помнишь о ней,
И тоскуешь по ней, и боишься ее обретенья.
И Т. Д. и Т П.
Александру Левинскому
… и т.д. и т.п…
И, подробности отвергая
За ненадобностью, себя уверяешь ты,
Что, помимо этой, будет еще, другая,
И еще драгоценнее будут ее черты.
И еще благосклоннее будет ее улыбка,
И походка воздушнее, и милосердней слова,
А былое, знаешь ли, не более чем улика,
И припрятать улику эту – как дважды два.
И т.д. и т.п.
А когда – ничего иного,
Кроме как утешаться тем, что и правда – ложь,
Сознаешь, что обмылки эти и есть основа
Всякой жизни. По крайней мере – пока живешь.
***
Теплый воздух слаб и кроток,
Неподвижна тишина…
На участке в восемь соток
Ветхий флигель в два окна.
На одном – цветок герани
От темна и до темна
Пребывает в состоянье
Летаргического сна.
Кажется, уже навеки
Августовский этот зной,
И нуждается в опеке
Самый краткий звук земной:
Шорох ли в дремотной кроне,
Петушиный крик вдали –
Нет, ничто не посторонне
Тишине родной земли.
Мать в сатиновом платочке
И отец у костерка…
Гладь воды в шершавой бочке
Отражает облака.
Нечем прошлое обрамить
И нельзя окольцевать,
Ибо вера тоже память,
Мука – тоже благодать.
Папа в штопаной рубашке,
Мамин шарфик на плетне…
Кто и по какой ромашке
О былом гадает мне?
Было, не было … Но если
Да, куда и почему
Те мгновения исчезли,
Канули в какую тьму?
Лунный шар настолько светел,
Так сияет Млечный Путь,
Словно кто-то рассекретил
Жизни праздничную суть.
От разросшихся смородин
Запах терпок и бесплотен…
Точно странник в царстве снов,
Мир бесправен, но свободен
В час, когда не помнит слов.
РОЗЫ МЯТЛЕВА
Памяти матери
Видно, стал я не в меру догадлив,
Если нынче уснуть не дает
Мало кем вспоминаемый Мятлев –
Камергер, остроумец и мот.
Значит, есть безотчетная сила
У строки, излучающей свет, –
Той, что темное сердце смягчила
В череде потрясений и бед.
Ведь недаром же грустный прозаик
На закате сияющих дней
Средь прелестных парижских лужаек
Ностальгически вспомнит о ней.
И, тоскою бездомности ранен,
Нет, недаром как будто во сне
Повторяет ее Северянин
Там, вдали, на чужой стороне...
Среднерусская осень в разгаре,
Липа с тополем в желтом бреду,
И давно разоренный розарий
Дотлевает в суражском саду.
Был я веком спрямлен и обманут,
Только все же остался в живых...
Я-то знаю, что розы не вянут
У подножия стел гробовых.
ПРИКОСНОВЕНИЕ
Памяти отца
Быть может, и правда,
что в том пропыленном Ташкенте,
Вдали от солдатских – изрытых страданьем – дорог,
Еврейский подросток, согласно семейной легенде,
Своими глазами увидеть Ахматову мог.
В жестокий полуденный час азиатского ж а ра
Под пепельным небом, как будто сожженным дотла,
На улочке узкой вон та вековая чинара
Под темные своды зазвать бы обоих могла...
Мне снится все это: широкая крона платана,
Белесое небо, и двое, сродненных судьбой
На улочке тесной,
и некая древняя тайна,
Что сердцу открылась, чтоб сердце вести за собой.
(А где-то, с востока на запад, стучат эшелоны,
И братья воюют, и младший еще не убит,
И сложенный вчетверо серый листок похоронный
В руке у библейской Эсфири еще не дрожит.)
Мне хочется думать, что так оно все и случилось:
Мальчишеской тени касается женская тень,
И в то же мгновенье какая-то высшая милость
Собой осеняет огромный безветренный день.
В полуденном пекле и воздух горюч и громоздок...
Тогда, в сорок третьем, не ведая, кто перед ним,
Навеки, навеки останется этот подросток
Великою тенью от смертного зноя храним...
НОЯБРЬ
1
Скорей всего, и не был виртуозен,
Как это стало ясно тишине,
Контрабасист, сыгравший эту осень
На потемневшей бронзовой струне.
Под низким небом стылый шорох сосен,
Дубовых листьев шелест под ногой...
А кто и в самом деле виртуозен,
Тот – исполнитель музыки другой.
2
Больничный уклад, по правде, совсем не простая школа:
Не всякий в сухом неровном воздухе ноября
Способен вполне почувствовать и холодок валидола,
И бьющий наотмашь в ноздри запах нашатыря.
И в час уборки, когда
санитарки откроют створки
В иное время (как правило, зашторенного окна),
В больничном парке, вон там, правей, на песчаном взгорке,
Видна под ветром скрипящая,
качающаяся сосна.
И вот, присев на краешек стоящей в углу кровати
И смяв совсем недавно перестеленное белье,
Сухая старуха Мария в казенном сером халате
Подолгу и молча прислушивается к далекому звуку ее.
А накануне, в субботу, у Марьи сидел племянник
И почему-то, простившись, никак не хотел уйти...
Но, может быть, это просто примнилось одной из нянек,
Совсем молоденькой девочке – пожалуй, лет двадцати.
ПАМЯТЬ-МЕСТОИМЕНИЕ
Ты ничто, но и нечто, ты – та, что сама не своя,
Но себе на уме... Кто, скажи мне, тебе судия?
Очевидно, не он... не она... и, конечно, не я,
С давних пор навещающий странные эти края.
Нет такого судьи: никому, ни за что, никогда
Ты не выдашь секреты свои, потому что горда.
Так и станешь твердить: тот, который..., оттуда, куда... –
И сама пред собою, как свечка, сгоришь со стыда.
А в окне эшелона мелькают и годы и дни,
Как столбы верстовые... Но только об этом – ни-ни!
Точный адрес неведом... и точная дата темна...
И забывчивой жизни лишь ты отвечаешь. Одна
СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА
Нет, не широким шагом, скорей шажком,
Не отводя от изломов скалистых взгляда,
Отодвигаясь от края (бочком, бочком,
Делая вид, что это кому-то надо), –
Отодвигаясь от края (в который раз
Произнести, наблюдая за тем, как море
Дыбится под тобою, насколько глаз
Может его охватить, находясь в дозоре), –
Отодвигаясь от края (вопрос куда
Если и не фальшив, то, увы, просрочен), –
Чувствуешь темным сердцем укол стыда,
Будто бы надавали тебе пощечин –
Ты же не принял вызова: не посмел
Или же оказался принять не в силах...
Мог бы, прижавшись к небу, постичь предел,
А коротаешь век свой среди бескрылых.
***
...И вот я смотрю в окно,
А что у меня в окне?
Сначала черным-черно,
Как на океанском дне.
Когда же мелькнет луна,
То кажется: под луной
Две тысячи метров сна
Смыкаются надо мной.
Потом, привыкая, взгляд
Выхватывает из мглы
На ощупь и наугад
Овалы, круги, углы.
А следом – кубы, шары,
Иначе сказать, тела –
Вместилища той игры,
Что старше добра и зла.
А дальше, из-под руки
Вглядевшийся, узнаю
Какие-то пустяки,
Втеснившиеся в мою
Судьбу,
например, листок
Рябины или ольхи,
Вплетенный одной из строк
В когдатошние стихи...
А что же еще, ответь,
Проступит из темноты,
Какие – хотя б на треть
Опознанные – черты?
Какие-то корпуса
Вокзалов, не то больниц,
Где, кажется, голоса
Отъединены от лиц...
А что же потом? Потом
В какой-то чужой стране,
Я вижу, и сад, и дом,
И лампа горит в окне,
Захлебываясь, сирень
Цветет, и шумит каштан,
И ветер летит, как тень,
За кем-нибудь по пятам...
РАССВЕТ
1
Опять осенний сад,
Тоскующий во тьме,
Пятнист и полосат
И не в своем уме,
Трагический актер,
Играющий вину,
Он погружен в простор,
Как слово в тишину.
И лишь последний куст
Увядших георгин
Не размыкает уст
Без видимых причин...
2
Полуопавший, ал,
Полупрозрачный, желт…
Мне время шлёт сигнал
О том, что не солжёт.
Солгут и царь и псарь,
И пастырь и поэт,
Но древний календарь
Нас не обманет – нет.
Как маятник, сперва
Левей, потом правей,
В саду моём листва
Летит, летит с ветвей,
Ложится на скамью,
На клумбу, на крыльцо,
Берёт судьбу мою,
Как водится, в кольцо.
Рассветный воздух мглист,
Но, как живой огонь,
Багряный влажный лист
Мне обожжёт ладонь.
Ему ль не знать, куда
Идут часы в ночи?
Спросить ли? без стыда
О том – ни-ни. Молчи.
ДИАЛОГ
– Поделом тебе, поделом.
По делам тебе, по делам.
Если время пошло на слом,
Что останется? Срам и хлам,
Потому что и время – дом,
Но догадка о том – потом,
Много после, весьма спустя,
А до срока ты в нём – дитя…
Даже если под облака
Увлекала тебя тоска,
Выше пыльного чердака
Не взлетала твоя строка.
Для того ли, скажи, крыла,
Чтоб их судорогой свело?
– То, что выше добра и зла,
То и есть на поверку зло.
***
«Время, знаешь ли, терпит, — скажу я раз десять на дню. —
Нет, его не виню, потому что всегда объясню
Легковерной душе его
немощь, и слабость, и робость
Неокрепшего духа (за что мне такая напасть?)
И признаю, что есть надо мною какая-то власть,
Что влечёт за собою в почти безымянную пропасть».
Время, знаешь ли, терпит... Что именно? Что за нужда
Проверяет его?
И какое же чувство стыда
Испытание шлёт для минутной медлительной стрелки?
И, покуда она в темноте отмеряет круги,
Я себя убеждаю: «Хотя бы себе-то не лги,
Ты уже не участник грядущей большой переделки».
Я уже не участник. Я с боку припёка. Уже
Не мираж, а всего лишь подробность в мирском мираже.
Я — на том рубеже,
мне который невмочь пересечь, но,
Иногда утешая меня, а порою кляня,
Время, знаешь ли, терпит... Кого оно терпит? Меня...
Нет надежды на то, что терпенье его бесконечно.
***
...Вот так, набираясь трудного опыта, я продвигался вверх:
Отнюдь не по горному серпантину — по лестнице винтовой...
А подо мною вечерний город сиял огнями, и ангел-стерх,
Расправив крылья, круги наматывал над моей головой.
И с высоты открывшегося моим усталым, больным глазам
Я постигал подробности: над соборным куполом жёлтый крест
И жёлтую крону осеннего тополя, рванувшуюся к небесам, —
Как будто прощался с каждою мелочью родом из этих мест.
И я уже начинал догадываться, что она не имеет конца,
Моя винтовая лестница, однако я должен по ней идти
Во имя Святого Духа, во имя Сына, а также во имя Отца,
Пусть даже никем не обещан отдых в конце моего пути.
***
Я был чужак на людных сборищах,
Поскольку чувствовал разлад
С толпою бойко тараторящих
О том, что им я сват и брат.
Чураясь дружбы непредвиденной
И самозваного родства,
Я полюбил судьбы обыденной
Неприхотливые слова.
Я разговаривал с берёзами,
Серебряными на заре,
Иль с ивами простоволосыми
В соседнем проходном дворе.
Я к ним одним питал довер ие ,
Хотя и не подозревал,
Что чем продуманней мистерия,
Тем неожиданней финал.
Ах, в самом деле, не мешало бы
Мне лучше вслушиваться в них —
В те думы, чаянья и жалобы
Глухих предместий городских.
В ту пору верил я, что светится,
От смертной участи храня,
Созвездие Большой Медведицы,
Конечно, только для меня.
***
Разговор о сущностях бесплоден —
Нужно бы о чём-нибудь попроще.
Например, о двух кустах смородин
В светлой глубине ноябрьской рощи.
Несколько увядших тёмных ягод,
Может быть последние в сезоне,
Холодя прикосновеньем, лягут
На моей распахнутой ладони...
Что мне своды отвлечённых истин —
В них ли жизни трудная основа?
Всякий жест в природе бескорыстен
И освобождён от власти слова.
АПРЕЛЬСКИЙ СНЕГОПАД
И снова — снегопад. И. как всегда в апреле,
Не то чтобы всерьёз, не то чтобы игра
Затеянное им, но клёны постарели
Лет на десять всего часа за полтора.
А за холмом, верней сказать, что за холмами,
По каждому из нас звонят колокола,
Но гаснет этот звук в предутреннем тумане,
Покуда за окном метель белым-бела...
Апрельский снегопад... Его бы мог Самойлов
Воспеть, не будь его душа в иных мирах..,
А я скажу, что здесь сто тысяч мукомолов
Небесное зерно перетирают в прах.
Мне страшен этот час: в опроверженье правил,
Внушающих, что нет как нет пути назад, —
Уже в который раз земную жизнь избавил
От призрачных надежд апрельский снегопад.
***
...А мы разбегаемся, будто круги по воде.
Вчера ещё — были, а нынче оглянешься: где?
Окликнешь по имени — и не дождёшься ответа...
Вон тот отлучился в Элизиум — царство теней,
А этот намерен остаток отпущенных дней
Провесть на чужбине, в краю неизменного лета...
Лишь ты остаёшься, как дерево или же куст
Сирени в сыром палисаднике, даром что пуст
Знакомый с пелёнок сиротский заснеженный дворик, —
Не схимник, укрывшийся за монастырской стеной,
А частный свидетель случившейся жизни земной,
Хранитель архива, почти безымянный историк.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |