ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
Шумно за стенкой. Плачет взахлеб ребенок,
женские крики, радио: тра-ля-ля...
“Если бы не было – слышу - на свете влюбленных...”
“...Видетьтебянемогууходиумоля...”
И - баритон: “Бу-бу-бу успокойсяхватит...”
Мигом - тарелка - весело - звонко - вдрызг!
Руку к приемнику, и не сходя с кровати,
выглушить разом и топот, и плач, и визг.
Песня еще не кончилась: “Если б не бы...”
Песня еще не кончилась - так длинна.
Вот бы оглохнуть, в раю бы пожить, во сне бы!
...Там, где нас нет, - тишина, тишина, тишина...
В райке райцентра, занесенного
как снегом - пухом тополиным,
в тиши мирка блаженно-сонного,
где каждый тополь - исполином
стоит на фоне двухэтажного
краснокирпичного квартала
(такого детского, бумажного,
ненастоящего), устало
бредет с работы мимо булочной
провинциал, неделей раньше
над этой пылью переулочной
шестой десяток разменявший.
Одышка, пух, прилипший к брючинам,
кирпичный дом, пивная, ясли...
Маршрутом, с юности заученным,
он будет шаркать восвояси
и вдруг - посмотрит с беспричинною,
для здешних мест такой шикарной,
чужой, нездешнею кручиною
аптечно-улично-фонарной
на переулок, обескровленный
в тмутараканской этой спячке,
на тополиный дым над кровлями,
на грузовик у водокачки...
Дождь загоняет в дом, где глаза из рамы
смотрят в глаза неведомого потомка
недоуменно... Только представить: дамы
в шляпках парижских, кто-то смеется громко,
некто в пенсне ругает кадетов... Прадед
в комнату входит, просит гостей к столу, и
мальчика с бантом по шевелюре гладит.
Новые гости, звонкие поцелуи...
В комнате, где скучаешь дождливым летом,
каждый предмет, прокручивающий запись
тех голосов, запинается вдруг на этом
слове, в упор стреляющем: “Собирайтесь”.
Как это было? Пахнет махоркой, кожей?
Стул опрокинут, лампа без абажура?
Годы прошли, а вид из окна такой же,
тот же шиповник возле забора... Хмуро
нынче на улице…
Найти хотя бы что-нибудь одно,
о чём не стыдно думать и писать...
Кто спорит - обо всем уже давно
рассказано, и толку нет опять
шарманку заводить, но отчего
опять выходишь в сад, выходишь в сад,
где ждущие явленья твоего
созвездия и яблоки висят?
Иди, иди, лирический герой,
смотри, смотри, по-книжному скорбя,
как новый вечер старою игрой
всерьез завлечь пытается тебя.
Как всё старо: плеяды, Водолей
и чушь, что ты опять, опять несешь...
Любовь неразделенная - пошлей,
наверно, не придумаешь.
И все ж...
Ты вписан в этот вечер той же кистью,
которой набросали торопливо,
но четко вязь ветвей, плоды и листья,
дав ясно знать: вот яблоня, вот слива,
скамья, жасмин под синевой небесной,
и в центре - ты сидишь себе, не зная,
что без тебя весь этот сад чудесный -
не более, чем ширма расписная.
Как ладно ты в пейзаж вечерний встроен,
как здесь тебе удобно и уютно!
А мастер - что ж, он вечно беспокоен
и что-то поправляет поминутно.
Убавить свет, звезду зажечь над кленом,
сгустить дымок табачный над тобою
и сделать куст, пожалуй, не зеленым,
а серым с оторочкой голубою.
Пора кончать - глаза смотреть устали.
И так уж он своим доволен садом
и на тебя глядит счастливым взглядом...
Но пустоту, что примостилась рядом,
не видит, отвлекаясь на детали.
Приехал вот, и ждешь, когда начнется,
волнуешься, блокнот в кармане мнешь...
Под взглядом остывающего солнца
знакомый лес особенно хорош.
Но что писать? “Березы словно свечи”?
Действительно похожи, только вот
у рощицы в тревожный этот вечер
свои дела, и ей не до щедрот
поэзии. Всё по-житейски просто:
листвой шуршать, готовиться ко сну.
Любой ее побег, любой отросток
тут на виду... И ты - за рост, длину
и тонкость рук приравненный к березе,
качаешься и робко шелестишь:
“Зачем я здесь, как можно к этой прозе
добавить что-то? Тише, тише!”
Тишь...
Прямо хоть ханку пиши: “Сонное пенье цикад,
чай на веранде... В саду падает яблоко...” Всё
сказано этим, мой друг, только вот этот закат
даже в стихах не схватить, будь ты хоть трижды Басё.
Даже в стихе ничего не сохранить никогда,
и благосклонностью муз не оправдаешь потерь.
Сколько тростник ни остри, ты не вернешься сюда,
в эту пахучую ночь через верандную дверь.
Только зачем горевать, правда, зачем вспоминать
низкие истины нам? Чай остывает, очнись!
Помнишь веранду и сад, слышишь - как будто опять:
пенье ночное цикад, яблоко падает вниз.
За лето не написано ни строчки.
Едва-едва хватило сил прожить,
переползти от точки А до точки
Бог весть какой... Не то чтобы сложить
слова в стихи и строфы было трудно -
нет, просто выйдя ночью, не понять,
что в небесах торжественно и чудно,
что саду тихой дрожи не унять,
что шепчутся деревья - всё о звездах...
Наверное, какая-нибудь нить
внутри оборвалась, и нужен роздых -
не видеть, не дышать, не говорить.
Так, испугавшись (о твои прозренья!),
себя ты утешаешь в тишине:
душа слепа, но сохранила зренье,
и всё уже написано вчерне.
Снимался в массовке - играл гренадера-француза,
в траншее часами курил без особого дела.
Блокнот захватил, только псевдоокопная муза
кружила на месте и выше штыка не летела.
А рядом война бушевала, и взмыленный “Гочкис”
хлестал холостыми по длинной цепочке статистов;
и глядя с азартом на огнено-дымные кочки,
перуны метал пиротехник, космат и неистов.
Всё было, наверно, как в той непридуманной яви -
чтоб зритель-знаток снисходительно буркнул: “Похоже”.
Лежал манекен безголовый в раскисшей канаве,
и краска хлестала из ран, и мурашки по коже
бежали при виде рогатой пехоты германской,
что заполонила поросшее взрывами поле.
Мне тоже велели стрелять, и я видел под каской
убитого мною гримасу наигранной боли...
Мы их одолели, мы их превратили в окрошку,
но хмурился наш режиссер: “Что-то злобы не густо” -
и снова стрелять, и опять ощутить понарошку
абсурд и кошмар совершенного мной душегубства.
Чем кончился день - пораженьем, победою или
всеобщим братанием вместо решающей стычки -
не знаю, поскольку меня в том окопе убили
и в рай вместе с музой отправили на электричке.
Снился кораблик с мачтой,
ветром на свет несомый...
Ночь была так длинна, что,
всё повторяясь, сон мой
сделался узнаваем
и обмануть не мог уж.
Как мы переживаем
миг расставанья с раем!
Нам нужно счастье, Богу ж
нужно, чтоб мы любили
и просыпались плача.
Счастья морские мили
вместе проплыть - удача
слишком невероятна,
слишком желанно это...
Вот и летишь обратно -
к тихому морю света.
Алексею Машевскому
Эта ночь - будто смерть черна.
Просыпаешься, и опять...
Невозможность обнять равна
невозможности жить, дышать.
Только вот и дышать, и жить
можно сколько угодно без
этих плеч - продолжай тужить,
проклинай немоту небес,
эту черную ночь без сна,
эту страшную тишь да гладь.
Невозможность обнять дана
для того, чтобы всё понять;
чтобы, крикнув: “Умри, истлей!”,
всё на свете благословить...
Невозможность обнять светлей
невозможности полюбить.
Стотысячепервый американский фильм...
Вот кто-то стреляет, а кто-то хватает нож, но -
снова реклама - паст, леденцов, турфирм,
дамских бирюлек... Чайник поставить можно.
У Джека убили брата (друга, отца),
и Джек начинает мстить и т.д. - ну в общем
всё как всегда, сначала и до конца -
круговорот разборок и поножовщин.
Вот Джек настиг злодея, но (факен шит!) -
снова прокладки эти, опять реклама.
Жалко, на кухне чайник еще молчит.
Переключаешь. Свежая мелодрама.
Ах, сколько чувства! Сколько соплей и слез!
(Том обожает Сью, но та любит Сэнди).
Только пытаться воспринимать всерьез,
будто не зная о розовом хэппи энде,
это уже не выйдет... А Джек всё мстит.
Этот храбрец достоин гавайских кущей
и прямиком в финале туда летит...
Чайник на кухне как паровоз свистит,
только в другую сторону нас везущий.
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |