ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ | ||
|
||
|
***
Когда бессонница, когда ты
без сил, когда в душе тоска,
всплывают имена и даты,
грозней, чем римские войска.
Как будто день триумфа в Риме,
и от побед полупьяны
гремят доспехами своими
солдаты страха и вины.
Вот бледный замирает зритель,
из тёмных памяти углов
на свет выходит победитель
в сопровожденье смирных львов.
Венок невянущий он носит,
впитавший боль, обиды, тьму,
и всё, чего он ни попросит,
отдашь немедленно ему.
***
Печаль тяжелой пеленою
завесит очи, заслонит:
ковчег дырявый снится Ною,
и море чёрное шумит
во сне. «Всё кончится хреново», -
он думает. Плывет треска
вдоль борта. Ной глядит сурово
и крутит пальцем у виска.
Он встанет, сделав потягушки,
водой умоет ледяной
лицо, уйдет работать. Стружки
кругом, палящий летний зной.
Саднят вчерашние занозы,
рубанок ходит взад-вперед.
Какой прогноз? Дожди и грозы.
Потоп обещанный грядет.
Как трудно жить. Не жить нетрудно,
лежи себе на дне, гния,
зато и не просись на судно,
выкрикивая: «Как же я!».
Не знаю точно, что случилось,
хранят молчанье письмена,
но ничему не научилась
из многих тварей – ни одна.
***
Этот вечер угрюм,
будто день был за что-то наказан,
не бездействует ум,
но заходит за разум.
Полусонный бредешь
по дороге знакомой до хаты,
слякоть рядом и сплошь,
и сограждане злы и поддаты.
Миру рта не зажать,
он не будет ходить по указке,
и с лица не сорвать
опротивевшей маски.
Средь унылых равнин,
меж болот, на холмах и в низинах,
ты повсюду один,
и с тоскою бороться не в силах.
Душный плен бытия,
как Египетский, только Синая
нет. И воля твоя,
а не чья-то иная.
***
В список заносишь, вычеркиваешь из списка,
жизнь - иногда таблетка, порой – ириска,
жизнь – скандалистка, фокусница, а ты
писарь ослепший, глядящий из темноты.
Жизнь – это музыка, нот прирученных стая,
сложная временами, порой – простая,
то затихает, то рвется из рук, звеня,
ты музыкант, оглохший от шума дня.
Где-то за гранью, где глаз не берет незрячий,
всё происходит не так, а совсем иначе,
проще, понятнее – счастье в руках твоих,
ноты там сладостней – жаль, не расслышать их.
Кто ты такой? Не видать из твоей квартиры,
как златокудрые ангелы, взявши лиры,
песни поют Всевышнему. Динь-динь-динь.
Вот четверть века минула, как миг один.
***
Как-то мне уже не верится
в то, что что-нибудь изменится –
шел по парку и грустил.
Чем я хуже? Мог бы чёрствые
тосты есть, и прелесть в Чосере
непременно б находил.
Стал бы важный и упитанный,
пиво пил бы только пинтами,
и читал бы по утрам
прессу… Хаял католичество,
обсуждал Её Величество,
дескать, внуки – просто срам.
И писал бы тихо, столбиком,
попивая виски с тоником
в кабинете… Только вот
жизнь застряла между жалостью,
между страхом и усталостью,
и, наверное, пройдет
где-то там, в стране заснеженной,
непокорной, необъезженной,
там, где темень и тоска,
где невнятица, распутица,
где от «хочется» до «сбудется»
не хватает пустяка.
***
Поднадоевший чай в пакете,
и сбитый начисто режим:
о неужели всё на свете
мы так бездарно прожужжим?
Не вечеря, а вечеринка,
не кровь и плоть – а хлеб, вино,
неспешно кружится чаинка
и опускается на дно.
Смотри на разодетых пугал,
читай газеты и в кино
ходи – я тоже жизнь профукал
свою, с твоею заодно.
Запей лоснящиеся суши
чем хочешь, закажи опять…
Кто достучится в наши души?
Кому захочется стучать?
***
Гляжу замылившимся оком,
духовной жаждою томим,
мне неохота быть пророком,
но я, увы, являюсь им.
И мне довольствоваться тем ли,
что вижу? Обозначь предел.
Тебе легко: «И виждь, и внемли».
А сам чего не захотел?
В пустыне жалкой сколько хочешь
влачись, ходи в свои ЛИТО,
зане – чего ты там пророчишь
вообще не слушает никто.
Нет языка, и смотришь криво
на прочих – своенравный мим.
Вот, почему мне так тоскливо,
о, шестикрылый Серафим.
***
В.
Не ходи в Вифлеем, слишком долог, опасен путь,
может статься, окажется не на кого взглянуть,
лишь коровы да овцы – убогий и грязный хлев,
ни младенца, ни люльки… Обманка, разводка, блеф.
Не ходи в Вифлеем, не носи никаких даров,
опозоришься только меж грязных волов, коров,
только платье истреплешь парадное по пути,
не ходи в Вифлеем, говорю тебе, не ходи.
Если, правда, случилось, то вмиг разнесется слух,
де, младенец родился, и видел звезду пастух,
и безумствовал Ирод, и трясся Ирусалим,
улыбался ребенок, сияла звезда над ним.
Не ходи в Вифлеем, ты устал, ляг пораньше спать,
но вели домочадцам сегодня не закрывать
окна, двери, ворота, и свет не вели гасить,
чтобы весть, о которой молил ты, не пропустить…
***
Помнишь здание ДК
или школы-интерната?
В сердце копится тоска –
ты не тот, что был когда-то.
И уже не хватит сил
возвратиться к тем истокам,
где когда-то ты носил
счастье в сердце одиноком
невозможное. Тогда
было так, теперь – тем паче.
Воздух режут провода,
мол, не может быть иначе.
Хорошо дышать, любить,
хорошо, тому, кто знает:
ничего не может быть
и поэтому бывает.
***
Осень пришла, и слегка померк
свет, и в саду пустом
ветер, дряхлеющий Гуттенберг,
ветхий читает том.
Листьев изношенные края,
выцветший переплет…
Что-то бормочет из «Бытия»,
после бубнит «Исход».
Бродит аллеями не спеша,
словно слепой пророк…
Слово сотрётся. А вдруг душа
спрячется между строк?
***
Дедушка Саша летал и бомбил врага,
следом за дедом летала с косой карга,
но не могла дотянуться рукой костлявой,
и удивлялась порой, до чего вертлявый.
Впрочем, изношено сердце, и все дела,
старая ведьма однажды своё взяла,
вот он дедуля, серьезный такой, на фото,
китель парадный военно-морского флота [1].
В пыльном шкафу все медали и ордена,
и государству советскому – грош цена,
как оказалось, скользят из усталых рук
сила и слава – и младший боится внук
долгих полетов. Трясется – посадка, взлет…
Бабушка часто рассказывает: «Берет
дед тебя на руки – радуешься, согрет».
В сердце и в памяти смерти, разлуки нет.
***
Стоит ли нам огорчаться? Конечно, не стоит,
осень свои желтоватые скрипки настроит
с треснувшим лаком. Аллеи и парки пусты.
Скрипки расстроятся – осень настроит альты.
Слёз не роняя, природа прощается с нами,
солнце осеннее спряталось за облаками,
листья плывут по серебряной глади пруда –
счастье вернется, мой друг (никогда, никогда),
всё повторяется (всё безвозвратно проходит),
это любовь говорит (это смерть верховодит),
это совсем ненадолго, на время, мой друг,
пауза краткая (перед разлукой разлук).
***
Нас ни юмор, ни патетика,
полагаю, не спасут,
нет ли лишнего билетика
поглазеть на Страшный суд?
Как на фреску Микеланджело,
к небу голову задрав,
красота какая, надо же!
Дернуть друга за рукав.
Друг живет в промозглом городе,
где тоска сильней всего,
не отмахивайся, Господи,
безразлично от него.
Много званых, мало избранных,
всё понятно, глас мой тих -
дай взглянуть хотя бы издали
на апостолов Твоих.
обсуждение → |
[1] Речь идет о военно-морской авиации.
Партнеры: |
Журнал "Звезда" | Образовательный проект - "Нефиктивное образование" |